В отличие от гражданской аэрокосмической индустрии и пассажирских авиалиний, оборонная промышленность кризиса не испытывает. За прошлый год на 11% возрос объем миротворческих операций, которые также приносят доход военно-промышленному комплексу. В частности, были начаты операции в Дарфуре и Демократической Республике Конго. Сейчас, по данным SIPRI, в миротворческих операциях участвуют около 187 600 человек. Растущая индустрия В 2007 году 100 ведущих производителей вооружений продали своей продукции на сумму в 347 млрд. долларов. Почти все эти компании - американские или европейские. Кроме того, в эту сотню входят российские, японские, израильские и индийские фирмы. 61% продаж за 2007 год приходится на 44 американские компании, а 31% - на 32 западноевропейские. Крупнейшим в мире производителем вооружений является американская компания Boeing, которая в 2007 году реализовала своей продукции на сумму в 30,5 млрд. долларов. На втором месте - британская BAE Systems (29,9 млрд. долларов), на третьем - американская Lockheed Martin - 29, 4 млрд. Россия - на третьем месте по темпам роста Больше всех на вооружения тратят Соединенные Штаты: на них приходится 58% от общего роста расходов на эти цели за последнее десятилетие. За США следуют Китай и Россия, которые в период с 1999 года утроили военные расходы. По словам SIPRI, у России "есть планы по дальнейшему увеличению [военных расходов], несмотря на тяжелые экономические проблемы". В 2008 году военные расходы стран Ближнего Востока сократились, но, по оценке SIPRI, это временное явление. "Многие страны в этом регионе планируют крупные закупки оружия", - говорится в докладе SIPRI. Исключение составляет Ирак, военный бюджет которого в 2008 году возрос на 133% по сравнению с 2007 годом. "Ирак по-прежнему зависит в значительной степени от поставок оружия из США и планирует большое число заказов", - утверждают эксперты SIPRI. По данным института, военные действия в Афганистане и Ираке пока обошлись Соединенным Штатам в 903 млрд. долларов. "Идея "войны с террором" побудила многие страны рассматривать свои проблемы через милитаристскую призму и оправдывать с ее помощью высокие военные расходы", - говорит Сэм Перло-Фриман, возглавляющий проект по изучению военных расходов в SIPRI. Будущие проблемы? По мнению SIPRI, высокие военные расходы могут вызвать экономические трудности даже в самых богатых странах. "В ходе восьми лет президентства Джорджа Буша военные расходы США в реальном исчислении выросли до наивысшего уровня за период после Второй мировой войны, - говорится в докладе SIPRI. - Этот рост способствовал росту бюджетного дефицита". Эксперты SIPRI отмечают, что военные кампании в Ираке и Афганистане финансировались в основном путем утверждения экстренных дополнительных расходов за рамками обычного бюджетного процесса. "Производители вооружений могут в будущем столкнуться с уменьшением спроса, если правительства сократят военные расходы в ответ на растущий бюджетный дефицит", - отмечает SIPRI. Ведущие производители оружия - Boeing $30.5 млрд.
- BAE Systems $29.9 млрд.
- Lockheed Martin $29.4 млрд.
- Northrop Grumman$24.6 млрд.
- General Dynamics $21.5 млрд.
- Raytheon $19.5 млрд.
- EADS (Западная Европа) $13.1 млрд.
- L-3 Communications $11.2 млрд.
- Finmeccanica $9.9 млрд.
- Thales $9.4 млрд.
Источник: SipriКто и сколько тратит на вооружения - США $607 млрд.
- Китай $84.9 млрд.
- Франция $65.74 млрд.
- Британия $65.35 млрд.
- Россия $58.6 млрд.
- Германия $46.87 млрд.
- Япония $46.38 млрд.
- Италия $40.69 млрд.
- Саудовская Аравия $38.2 млрд.
- Индия $30.0 млрд.
Источник: доклад Sipri, 2008 |