источник: Asia Times
Кремль повторил свои обещания осуществить в Монголии значительные проекты развития инфраструктуры в попытках дать толчок двусторонним экономическим связям. В прошлом месяце российский премьер-министр Владимир Путин посетил Монголию, убеждая эту страну создавать новые крупные совместные предприятия и развивать сотрудничество в области сельского хозяйства. Он также заявил, что обе страны также заключат соглашение о совместной добыче урана.
В ответ премьер-министр Санджаа Байар сказал, что Монголия также стремится развивать сотрудничество с Россией в ядерной области. Он предложил, чтобы Россия продлила сельскохозяйственные кредиты Монголии на тех же условиях, которые предлагаются международными финансовыми организациями. Байар предложил ускорить создание двустороннего совместного предприятия по добыче урана в Монголии. Он также сказал, что начальник Российского генерального штаба, генерал армии Николай Макаров, недавно посетил страну для обсуждения важных контактов, включая модернизацию монгольской армии.
Во время визита Путина были подписаны пять соглашений по сотрудничеству в сферах ядерной энергии, транспорта и сельского хозяйства. Российская национальная компания "Аэрофлот" и монгольская компания "МИАТ" подписали соглашение о полетах между двумя столицами.
Самую значительную сделку заключила компания "Российские железные дороги" (РЖД). РЖД согласилась организовать совместное предприятие с "Эрденет МГЛ" и с "Монголин Томор Зам" для модернизации монгольских железных дорог и разработки угольного месторождения "Таван-Толгой", а также медных и золотых шахт "Ою-Толгой". Монгольская сторона внесет в качестве своего вклада разрешение на добычу полезных ископаемых, а РЖД обязалась построить железнодорожные пути к обоим месторождениям.
13 мая генеральный директор РЖД Владимир Якунин объявил, что эта компания также приобрела 50% долю в Улаан-Баатарской железной дороге. Он сказал, что возглавляемый РЖД совместный проект по развитию инфраструктуры добычи монгольского угля и меди может достичь стоимости в 7 миллиардов долларов США. Монгольское правительство давно обещало поддержать российские инвестиции в новые проекты по разработке месторождений полезных ископаемых в этой стране, включая Таван-Толгой в южной Монголии. Российские фирмы выразили интерес к монгольскому угольному месторождению Таван-Толгой в южной части пустыни Гоби, запасы которого оцениваются от 5 до 6 миллиардов тонн. Месторождение Ою-Толгой, как предполагается, содержит до 30 миллионов тонн меди и около 32 миллионов унций золота.
Российские должностные лица настаивают на том, что эти проекты экономически жизнеспособны. Российский министр энергетики Сергей Шматко сказал, что Москва может также рассмотреть возможность строительства в Монголии электростанций с целью экспортировать электричество в Китай. Эти электростанции смогут работать на монгольских месторождениях угля, добавил он.
Тем не менее российские средства массовой информации поставили под вопрос экономическую жизнеспособность таких совместных предприятий. Еженедельник "Коммерсант" заметил 14 мая, что Таван-Толгой остается трудным проектом с неясными перспективами. Монгольский уголь предстоит добывать в нескольких тысячах километров от ближайших морских портов, что делает его неконкурентоспособным.
Ранее в этом году Кремль предложил Монголии некоторые сдержанные экономические стимулы. 17 марта во время встречи с Санджаа Байаром в Москве, Путин обещал предоставить Монголии заем в 300 миллионов долларов для импорта российских товаров, предназначенных для развития монгольского сельского хозяйства. Однако с тех пор оказалось, что российские финансовые учреждения не спешат выплачивать обещанный заем.
Тем временем монгольское предложение по формированию тесных двусторонних связей получило осторожный отклик российских должностных лиц. На встрече с Путиным 13 мая монгольский президент Намбарын Энхбайар предложил улучшить торговый обмен в пограничных районах и разрешить безвизовый режим путешествий через монголо-российскую границу. Путин ответил без особого энтузиазма, сказав только, что эти инициативы требуют подробного изучения.
Россия остается важным партнером Монголии. В 2008 году двусторонняя торговля достигла 1.3 миллиарда долларов, включая 1 миллиард долларов российского экспорта в Монголию. В 2007 году их торговый оборот составил приблизительно 670 миллионов долларов, что означает 30%-ный рост за один год, согласно российской таможенной статистике.
Когда Путин ездил в Монголию в 2000 году, обе стороны договорились дать толчок экономическим связям. Со времени краха Советского Союза в 1991 году над двусторонними экономическими отношениями довлел монгольский долг России, накопленный в советскую эпоху. В декабре 2003 года российское правительство решило списать почти весь долг, оцениваемый в 11 миллиардов долларов. Однако списание долга не оказало быстрого воздействия на стимулирование инвестиций.
В советскую эпоху монгольская экономика сильно полагалась на массированные кредиты и помощь. Разрабатывалось более 700 совместных проектов, включая свыше 1000 километров дорожного строительства. Меднодобывающая компания "Эрденет", Улаан-Баатарская железная дорога и металлургическая фирма "Монголросцветмет" участвуют в трех важных совместных предприятиях с Россией, создавая целых 20 % монгольского ВВП. Более того, России принадлежат крупные доли капитала этих трех компаний.
Кроме того, Москва выразила интерес к разработке монгольских урановых месторождений. В марте российское атомное агентство "Росатом" и монгольское Агентство по ядерной энергетике подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве. "Росатом" хочет создать совместное предприятие для разработки урановых месторождений в Монголии. Эти месторождения на северо-востоке Монголии, включая Дорнод и Восточное Гоби, расположены недалеко от крупнейшего российского месторождения "Приаргуньский". Монгольские эксперты оценили запасы урана в стране в 60 тысяч тонн, а "Росатом" считает, что цифра может достичь 100 тысяч тонн.
Должностные лица в Москве и Улаан-Баатаре давно обещали возродить двустороннее экономическое партнерство. Однако амбициозный масштаб совместных проектов не удалось быстро осуществить на практике.
До того, как стать независимым исследователем и журналистом, работающим в Москве, доктор Сергей Благов был зарубежным корреспондентом. Он провел почти семь лет в качестве корреспондента в Ханое, Вьетнам, между 1983 и 1997 годами. |