Новая инициатива американского президента Барака Обамы по регулированию производных инструментов очевидно, поможет сдержать процесс формирования сложных продуктов и необдуманных практик, которые в значительной степени способствовали развитию финансового кризиса. Однако этого недостаточно. Из очевидного уважения к тем, кто получил огромные прибыли от свободной торговли производными инструментами, такое предложение все же недотягивает до создания полностью прозрачного рынка. Прозрачность - это оптимальный способ избежать повторения катастрофы, связанной с использованием этих нерегулируемых финансовых продуктов. Они созданы, чтобы помогать инвесторам в управлении рисками, такими как вероятность дефолта или колебания уровня процентных ставок. Однако, когда в середине десятилетия начал надуваться финансовый пузырь, многие стали использовать их не по назначению. Вместо того чтобы снижать возможные риски, они их создавали или усиливали - в такой степени (как в случае с American International Group), что невыполнение обязательств одной из сторон производного контракта грозило разрушением всей системы. Еще хуже то, что финансовый крах застал регулятивные органы врасплох, и с тех пор спасение компаний проводится за счет средств налогоплательщиков. Спасение только A.I.G. на данный момент обошлось государству в $180 млрд. И есть еще триллионы долларов, о судьбе которых налогоплательщики не имеют ни малейшего представления. Естественно, не стоит винить в крахе экономики одни лишь производные инструменты. Однако они способствовали ему в значительной степени. Предложение администрации определенно направлено на то, чтобы аннулировать большую часть закона 2000 года - Закона о модернизации товарных фьючерсов. В соответствии с этим законом производные инструменты оказались вне сферы компетенции федеральных регулирующих органов. Теперь же президент требует, чтобы определенные сделки с производными инструментами, хотя не все, проводились через расчетную палату. Также необходимо, чтобы производный инструмент имел обеспечение, гарантирующее выполнение обязательств по контракту при поступлении требования его полной оплаты. Принятие этого предложения позволит федеральным регулирующим органам контролировать ситуацию на рынке, предотвращая мошеннические действия и манипуляции. В более широкой перспективе это предложение также обяжет участников рынка производных инструментов выполнять требования к капиталу, ведению учета и представлению отчетности. Таким образом, регулирующие органы смогут отслеживать их деятельность и, при необходимости, вмешиваться, чтобы предотвратить возникновение системных проблем. В этом контексте предложение администрации можно назвать весьма осмотрительным. В нем нет призыва к торговле производными инструментами на полностью регулируемых биржах, что является самым очевидным и надежным способом решения всех проблем. В нем также проводится различие между стандартизированными и специализированными производными инструментами с предложением более мягкого регулирования в отношении последних. Это предложение дает возможность для новых спекуляций в новой системе - возможность, которой не было бы, если бы вся торговля производными инструментами осуществлялась на биржах. В некоторых важных отношениях оно дает регулирующим органам свободу действий, но не вменяет им в обязанность более жесткий контроль над рынками. Кроме того, инициатива администрации может осложнить взаимоотношения между Комиссией по ценным бумагам и биржам и Комиссией по срочной фьючерсной торговле, которые являются основными регулирующими органами, обеспечивающими надзор за производными инструментами. Для того чтобы новые правила дали нужный эффект, необходимо разграничить их полномочия. Также смущает то, в качестве кандидата на пост председателя Комиссии по срочной фьючерсной торговле в рамках введения новых правил, Президент выбрал Гари Генслера, человека с "подмоченной репутацией". При президенте Клинтоне Генслер вместе с Лоренсом Саммерсом, который сейчас является главным советником Обамы по экономическим вопросам, боролся за дерегулирование производных инструментов. Именно поэтому два сенатора выступили против его кандидатуры, даже несмотря на то, что Генслер поддержал более строгое регулирование в своей речи после назначения на пост. Они поддержали его кандидатуру только в четверг, когда было опубликовано предложение о введении новых регулирующих мер. Нововведение президента Обамы - это движение в верном направлении. А дальше именно Конгресс должен обеспечить его защиту, предоставить регулирующим органам ресурсы и политическую поддержку, которые могут понадобиться им для реализации новых полномочий. По материалам The New York Times |