Когда лидеры Большой Двадцатки приступили к обеду по рецептам Джейми Оливера на Даунинг-стрит на прошлой неделе, на банкете присутствовал призрак. Наслаждаясь шетландким лососем, прожаренной бараньей лопаткой и бейкуэлльским сладким пирогом, Гордон Браун, Барак Обама, Анджела Меркель, “Лула” (Прим. Profinance.ru: Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва) могли заметить легкий холодок в воздухе. Где-то в глубине души всех волновал один вопрос - откуда же ждать следующего финансового шока? Кто следующий? Если бы они потрудились заглянуть в повестку дня, то прекрасно знали, какую угрозу таят в себе хрупкие экономики Восточной Европы. Они - самое слабое звено в международной финансовой цепи. Но объясните, почему нам должно быть дело до Болгарии и ее лева? Просто потому, что западные банки, выдавшие этим странам кредиты на огромные суммы, теперь рискуют никогда не получить их обратно. Считайте это субстандартом, в балканском стиле. Теперь-то мы все уже знаем, что случается, когда наши банки вынуждены списывать огромные убытки от безнадежных долгов: они перестают давать кредиты всем остальным. Так что происходящее в Болгарии имеет значение. Но есть и хорошие новости. Они заключаются в том, что Б-20 действительно кое-что сделала по поводу всего этого. Лидеры явно были хорошо проинформированы. Одним из наиболее заметных результатов саммита стало внушительное увеличение резервов МВФ, так как ему придется спасать эти экономики, которые в самом ближайшем будущем столкнутся с серьезными проблемами. Увеличение фондов - хотя и при условии, что сумма будет еще не раз пересчитываться, много раз оглашаться и перераспределяться - остается солидным - утроение до $750 млрд. Этого должно хватить, чтобы позаботиться о векселях из восточной Европы. Лидеры стран Б20- хотя и не все это признали - отдали свои деньги МВФ отнюдь не из человеколюбия; этот шаг - результат трезвого просчета потенциальной угрозы международного хаоса, способного сделать граждан от Канады до Кореи гораздо беднее. Члены Б-20 осознали, что еще одна финансовая паника, спровоцированная банкротством австрийского или, скажем, шведского банков и быстрое распространение инфекции по глобализированной финансовой системе и рынкам может привести к новому витку рецессии, которая обернется крахом. Поэтому они подавили ее в зародыше.
Так ли реальна эта угроза? Да, и большинство наблюдателей действительно скорее задавались вопросом вероятности, нежели времени наступления этого кризиса - но до того, как Б-20 предприняла свой обходной маневр. Именно об этом, в необычно прямых выражениях, и предупреждал МВФ в своей предварительной записке для заседания. Несмотря на зловещие предостережения фонда, немногие все-таки уделили им заслуженное внимание, хотя лидеры Б-20 оказались в их числе. Сотрудники МВФ не смогли бы добиться еще более пугающего эффекта, даже если бы нарядились в белые простыни и бродили по ExCeL Exhibition Centre как привидения. Фонд написал: “Формирующиеся и развивающиеся экономики продолжают подвергаться сильному внешнему финансовому давлению. Это, в частности, касается предприятий стран с формирующейся экономикой, сталкивающихся с многочисленными требованиями по пролонгации кредита, которые грозят им крупномасштабными неплатежами в частном секторе и могут свести на нет перспективы роста. Это, в свою очередь, ухудшит перспективы стран с развитой экономикой и запустит порочный цикл”. Так что на банкете на Даунинг-стрит бродил не один призрак: Турция, Украина, Сербия, Латвия, Румыния уже стали странами-зомби, находясь в процессе получения помощи от МВФ для спасения своего финансового положения. За ними, несомненно, последуют другие. По мнению МВФ, некоторые западные банки особенно подвержены потенциальным травмам. Насколько тяжелым? Скажем так: аналитики из Capital Economics считают, что около $500 млрд. (£335 млрд.) долга, подлежащего оплате, должны быть пролонгированы в этом году, из которых $100 млрд., исходящих из России, можно не брать в расчет, учитывая огромные валютные резервы страны. Таким образом, остается $400 млрд, и если убытки по этому долгу вырастут до, скажем, 50 процентов, это означает потерю $200 млрд., что все-таки меньше, чем дополнительные ресурсы, обещанные МВФ.
Кому именно это грозит? Здесь МВФ опять не побоялся назвать имена оказавшихся в зоне риска: “Уязвимость банков, подвергнутых потенциальной опасности со стороны центральной и восточной Европы, увеличивает восприимчивость развитых экономик к серьезному риску. Незащищенность многих банков тесно связана с ВВП их страны. К примеру, общая сумма задолженности австрийских банков достигает около 75% ВВП Австрии. Среди других стран с потенциально высокими убытками Швейцария, Бельгия, Нидерланды и Швеция". После снижения рейтинга суверенного долга Ирландии, Испании, Португалии и Греции стало понятно, что если рейтинги других стран также рухнут, престиж евро окажется под угрозой. По-видимому, в рамках современной экономической версии Австро-Венгерской империи австрийские банки взяли на себя задачу по финансовой поддержке своих соседей по Дунаю. Шведы также решили продемонстрировать свою скандинавскую солидарность, заключив сделки с Эстонией, Латвией и Литвой. Само собой, их руководства полагали, что ведут себя, как хорошие соседи. За это, определенно, пришлось заплатить.
Но до того как мы торжественно объявим о том, что угроза кризиса полностью миновала, нужно также отметить, чего Б-20 не сделала для восточноевропейцев. Она не сделала ничего конкретного для снижения риска протекционизма, которому эти государства особенно подвержены. Подумайте о странах-чемпионах по мировому экспорту и том, сколько они зарабатывают на товарах и услугах, которые продают за рубежом. Германия - первая среди стран с давно сформированной масштабной экономикой; 30% ее дохода приходится на экспорт. В Японии этот показатель составляет неожиданно низкие 10%; В США и Великобритании - 15%. Теперь представьте, насколько восточная Европа полагается на экспорт. Чешская зависимость от экспорта - 80% ВВП - делает большинство стран похожими на изоляционистов. Венгры и поляки также очень рассчитывают на торговлю. Поэтому 13-процентный спад в международной торговле, предсказанный ОЭСР, окажет весьма разрушительное влияние на эти уже поврежденные экономики. Конечно, импорт также пострадает, но такая потеря внешней прибыли станет вдвойне нежелательной, когда западные банки больше не захотят заделывать бреши. Обратите также внимание на страны быстро растущей Азии: экспорт Малайзии превышает 100% ВВП. Большинство восточноазиатских держав создали себе крупные валютные резервы, поэтому для них кризис не будет настолько суровым. Даже в этом случае, протекционистская политика, активно проводимая Б-20, является самой большой угрозой для торговли этих стран и, таким образом, непосредственно для мировой финансовой стабильности. Большая Двадцатка пообещала МВФ ресурсы для спасения этих экономик; но отказ протекции, возможно, является более рациональным и дешевым ответом на задачу сохранения кредитоспособности Болгарии и всех остальных.
По материалам The Independent |