Как бы не складывалась в дальнейшем афганская операция сил коалиции НАТО, Центральная Азия будет оставаться на перспективу зоной повышенного внимания и для Москвы, и для Вашингтона. И если раньше деятельность России и США концентрировалась в регионе главным образом вокруг сферы энергетики, то сейчас обе стороны стали уделять повышенное внимание укреплению своих военных связей в Центральной Азии. При этом развитие подобного сотрудничества будет вестись с учетом прежде всего собственных национальных и стратегических интересов Москвы и Вашингтона, нежели принимая во внимание интересы самих центральноазиатских государств. Что касается России, то на данный момент она сохраняет авиационную базу в городке Кант неподалеку от столицы Кыргызстана Бишкека, и две военные базы на территории Таджикистана - в столице республики Душанбе и еще двух таджикских городах, а также станцию космического слежения "Окно" в районе Нурека. Нет российских военных баз в Казахстане (кроме космодрома Байконур, который номинально все же можно считать российским "военным присутствием" в республике), Туркменистане и Узбекистане. Но и тех баз, которые есть у России в Кыргызстане и Таджикистане, достаточно, чтобы оказывать значительное влияние на политическую и стратегическую обстановку во всей Центральной Азии. Паралелльно с этим, в Кыргызстане и Таджикистане давно вынашивается идея переложить бремя защиты собственных границ на плечи либо России, либо структур ОДКБ (пусть даже под эгидой сил быстрого реагирования), либо ШОС при участии того же Китая. Тем самым эти республики неизбежно потеряют часть своего номинального суверенитета, но зато в условиях кризиса смогут сэкономить немалые средства, расходуемые на оборону. Показательно, что Таджикистан не прочь бы получать с российских военных баз арендную плату по примеру Казахстана (за Байконур) или Украины (за нахождение в Крыму российского Черноморского флота). Но сделать это вряд ли удастся, потому что в российских военных учебных заведениях обучаются десятки офицеров армий Таджикистана, а, скажем, учеба кыргызских военных ведется как раз в счет компенсации за аренду Россией базы в Канте. По-другому развивают свои военные связи с Центральной Азией США. Наученные горьким опытом Узбекистана (закрытие американской авиабазы в Карши), Вашингтон "окучивает" теперь военные ведомства центральноазиатских государств более тонко и ненавязчиво, и предлагает им такие варианты взаимодействия, которые оказываются выгодными обеим сторонам.. Пока у США сохраняется одна военная база в регионе - Манас в Кыргызстане. Да и та в скором времени может быть закрыта, хотя "подковерные" переговоры Вашингтона и НАТО с киргизским руководством по-прежнему по этому вопросу продолжаются. В Таджикистане американское военное ведомство всерьез рассматривает варианты размещения военно-воздушной базы, а также пункта снабжения для сил коалиции, находящихся в Афганистане. Переговоры эти особо не афишируются, но таджикское руководство уже давало понять, что намерено поплотнее сблизиться в военной области и с НАТО, и с США, пользуясь "афганским операционным случаем". Вполне могут возобновиться военные связи США и с Узбекистаном. Пока о восстановлении активного военного сотрудничества между Вашингтоном и Ташкентом (как это было еще несколько лет назад) речь не идет. Но все та же "афганская эпопея" все равно гарантировано позволит американским и другим натовским войскам вернуться в Узбекистан в том или ином качестве уже в самое ближайшее время. Повышенные знаки внимания Вашингтон уделяет в военной сфере и Туркменистану. Руководство Центрального командования войск США, отвечающее за всю Центральную Азию, уже предложило туркменской стороне активизировать военные связи по линии НАТО, а также прямое сотрудничество с Пентагоном. Что же касается развития военных контактов между Соединенными Штатами и Казахстаном, то эта республика является ключевой для Америки в регионе. Постоянно расширяется кооперация между военными ведомствами двух стран, причем для этого используются как двусторонние контакты между Пентагоном и министерством обороны Казахстана, так и более активное вовлечение республики в сотрудничество напрямую с НАТО. При этом США хотели бы поактивнее использовать для работы в Центральной Азии именно "натовский зонтик". Хотя ни одна из стран этого региона не собирается вступать в НАТО или подавать заявку в так называемый План действий, посредством их включения в программы военных учений и других военных мероприятий Соединенные Штаты на самом деле значительно укрепляют там свои позиции. Так, с тем же Казахстаном военное ведомство США наиболее эффективно работает именно через натовские механизмы, поскольку это с одной стороны не противоречит многовекторности казахстанской политики, а с другой - под "натовской эгидой" Казахстан может играть важную интегрирующую роль в военной сфере во всей Центральной Азии. Не случайно, что в июне именно в Казахстане пройдет форум Совета евро-атлантического партнерства - впервые, кстати, в Центральной Азии. Не будем забывать и о том, что казахстанские военные участвовали в операции сил коалиции в Ираке, а сейчас США и НАТО пытаются договориться с Астаной по поводу аналогичного участия казахстанских военнослужащих и в афганской операции. Вполне возможно, что на участие в афганской миссии Казахстан согласится, если учесть что он существенно зависит от американских займов, а общая задолженность республики перед США и ведущими странами НАТО составляет около 100 млрд долларов. Тому будет содействовать и председательство Казахстана в ОБСЕ на будущий год, которое гарантировано укрепит связи Астаны в военной сфере и с Пентагоном, и натовскими военно-политическими структурами. И хотя не только Казахстан, но и другие центральноазиатские страны (кроме Туркменистана) при всей своей дипломатической многовекторности все же будут вынуждены оглядываться на своих влиятельных партнеров по ОДКБ и ШОС (Россия и Китай), возможности для развития военных контактов с США и странами НАТО для них нынче открываются весьма благоприятные. И здесь главное для стран региона не "заиграться в афганскую операцию". Ведь многовекторная дипломатия (а попросту говоря - искусное политическое лавирование по принципу "и вашим - и нашим") предусматривает для государств Центральной Азии возможность сотрудничества с военными структурами фактически соперничающих друг с другом в мире стран, союзов и структур. А посему мало кто из лидеров центральноазиатских государств захочет оказаться в эпицентре противоборства между Москвой и Вашигтоном, которое в этом регионе пока никто не отменял, и которое почти наверняка в этом году еще более обострится. |