Президент Беларуси Александр Лукашенко на правах председателя Высшего госсовета Союзного государства 2 апреля поздравил сограждан и россиян с Днем единения народов Беларуси и России. Представляется, что этот праздник уже утратил свое значение, так как в Минске он уже не собирает массовые акции протеста, а в Москве о нем вспоминают только в белорусском посольстве и в офисе госсекретаря Союзного государства Павла Бородина.
Что празднуем?
2 апреля 1996 года в Георгиевском зале Кремля президенты двух стран Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Церемония по торжественности тогда не имела прецедентов в новейшей истории двух стран, проходила она при стечении огромного количества представителей всех слоев общественности двух стран. Из Минска в Москву утром прибыл поезд, доставивший в российскую столицу около трехсот представителей белорусского народа.
Тогда и появился праздник единения народов - "в ознаменование подписания договора о сообществе". В Москве в эту честь отчеканили трехрублевую монету и выпустили почтовую марку, в Минске оппозиция перекрывала проспект и ходила протестовать к российскому посольству, причем, протесты жестко подавлялись.
Через год в тот же день сообщество было переименовано в Союз Беларуси и России, а в декабре 1999 года Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали договор о создании Союзного государства.
А воз и ныне там
Если семистраничный договор о создании Сообщества Беларуси и России сравнить с документами последующих интеграционных образований, принципиальных различий найти не получится.
С 1996 года существуют Высший госсовет, в который входят президенты, премьер-министры и спикеры палат парламентов двух стран. Также возникло и Парламентское собрание – сначала сообщества, а потом Союза Беларуси и России. По договору об образовании Союзного государство этот орган должен был превратиться в парламент, но не вышло - уже 10 лет стороны никак не могут принять Конституционный акт Союзного государства.
Между тем еще до 1997 года Беларусь и Россия намеревались создать "единую нормативно-правовую базу для устранения любых межгосударственных барьеров и ограничений, обеспечение равных возможностей для свободной экономической деятельности". Однако и годы спустя президент Беларуси вынужден добиваться улучшения доступа на российский рынок.
Потеря веры в интеграционный проект
В ходе недавней встречи с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым Александр Лукашенко в очередной раз заявил о необходимости создания общенационального режима доступа на рынки Союзного государства. В этот раз он добавил, что это особенно важно в период кризиса.
"Нужно выработать единые условия о государственных закупках, равный доступ к банковскому кредитованию. Еще раз подчеркиваю, это связано с высокой степенью кооперации", - подчеркнул белорусский президент.
А на встрече с Владимиром Путиным, который осенью 2008 года приезжал в Минск для участия в союзном Совмине, Александр Лукашенко констатировал потерю веры граждан двух стран в этот интеграционный проект: "Они чего-то от нас ждут. Ждут, я вот думал, как это определить - чего-то определенного".
Во что вылился союз?
В 2008 году не было проведено ни одного заседания Высшего госсовета, потом он несколько раз скандально срывался. В итоге, когда заседание в феврале 2009 года все-таки состоялось, никаких грандиозных проектов, способных укрепить веру в строительство Союзного государства, не появилось.
Координатор проекта "Наше мнение" Валерия Костюгова, политический обозреватель, специализирующийся на проблемах белорусско-российских отношений, в интервью Deutsche Welle отметила, что Союзное государство вне зависимости от декларируемых целей на деле послужило смягчению негативного эффекта, неизбежного при "разводе" Беларуси и России как бывших советских республик.
"Эти процессы облегчили нам с Россией возможность раздела общего имущества и связей, которые к тому моменту нас объединяли и потенциально были конфликтными", - полагает Костюгова. Вопрос удалось решить "малой кровью", но при этом, считает эксперт, Союзное государство замедлило процессы суверенизации двух стран.
Автор: Павлюк Быковский |