Непосредственно перед саммитом НАТО министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) предостерег альянс от опрометчивого взятия на себя новых функций. В интервью изданию Spiegel-Online глава немецкого МИДа подчеркнул, что новая стратегия альянса будет иметь смысл лишь в том случае, если она будет способствовать реальному росту безопасности на территории стран-участников НАТО.
Новая стратегия должна обеспечить безопасность НАТО
Североатлантический альянс, подчеркнул вице-канцлер Германии, не должен заменять Организацию Объединенных Наций в вопросах обеспечения мировой безопасности. Он не должен становиться "мировым жандармом" для разрешения всевозможных конфликтных ситуаций.
На саммите НАТО, открывающемся 3 апреля, планируется выработка новой стратегической концепции. Предыдущая была принята в 1999 году и не содержит ответы на ряд вопросов, в частности, на вопрос о борьбе с международным терроризмом.
В интервью Spiegel-Online Штайнмайер критически высказался по проблеме дальнейшего расширения альянса, указав, что оно должно сочетаться с тщательной проверкой кандидатов и последствий их принятия. В ситуации, когда в НАТО будет больше членов, но меньше безопасности, не заинтересован никто, отметил министр, - ни альянс, ни страны-кандидаты.
Сейчас на вступление в НАТО претендует Македония. Однако процесс ее принятия тормозит Греция, настаивая на изменении названия страны, идентичном названию одной из греческих провинций. В долгосрочной перспективе определенные шансы на вступление в альянс имеют Украина и Грузия, отмечает агентство АР.
Альянс и его соседи: динамика отношений
Ключевое положение Североатлантического договора - его 5-я статья. Она приравнивает вооруженное нападение на любую из стран-участниц НАТО к нападению на весь альянс и в подобной ситуации, по сути, обязывает государства блока оказывать друг другу немедленную помощь, включая применение военной силы. Если необходимость самообороны появится, например, у Германии, поясняет немецкий политолог Франц-Йозеф Майерс (Franz-Josef Meiers), тогда "общее руководство войсками бундесвера будет фактически осуществлять не канцлер ФРГ, а главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе".
Изначально Североатлантический альянс считал своей основной задачей уменьшение угрозы с Востока. Однако после роспуска Организации Варшавского договора и распада СССР в 1991 году ситуация изменилась. "Исчезновение старого "образа врага" было крупной потерей для НАТО, - подчеркивает немецкий эксперт по вопросам безопасности Лотар Рюль (Lothar Rühl). - Ведь с ним исчез и первоначальный смысл существования организации".
От конфронтации - к политике сотрудничества
В 1991 году организация НАТО выразила готовность сотрудничать с государствами Центральной и Восточной Европы, а также балтийскими республиками. В январе 1994 года она приняла программу "Партнерство во имя мира", в рамках которой взаимодействует со странами Европы и бывшими республиками СССР в Центральной Азии, не являющимися членами НАТО.
В России обнародование этого документа повлекло за собой антинатовскую кампанию. Москва критиковала, в частности, содержащиеся в программе призывы добиться прозрачности в организации и планировании национальной обороны, военных бюджетов и обеспечить демократический и гражданский контроль над вооруженными силами.
В мае 2002 года в Риме был учрежден Совет Россия - НАТО, пришедший на смену Совместному постоянному совету. В его рамках стороны ведут консультации и вырабатывают совместные решения по вопросам безопасности в Евроатлантическом регионе. |