Когда о Белоруссии говорят как о "постсоветском" государстве, приставка "пост-" звучит весьма условно: страна, названная Госдепом США "последней диктатурой Европы", управляется железной рукой президента Александра Лукашенко, опирающегося на службу безопасности под названием КГБ. Организация Freedom House в докладе "Худшие из худших - 2009" включила Беларусь в список 21 наиболее авторитарных стран. Тем более странно, пишет журналист Time Джеймс Марсон, что 20 марта Евросоюз включил эту страну в свою программу "Восточное партнерство".
Эта инициатива, как сообщается, подразумевает укрепление экономических и политических отношений между единой Европой и шестью бывшими советскими республиками: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Более близкие отношения, как надеются в Брюсселе, будут способствовать развитию демократии и уважения к правам человека.
По-видимому, пишет Марсон, в Европе решили, что политика изолирования Минска не сработала. "Как представляется, изоляция не удалась, поскольку в политической структуре страны почти не произошло никаких изменений или подвижек в сторону демократизации", - говорит Дэвид Марплз, специалист по Белоруссии из Университета Альберты в Канаде. И действительно, пока Россия ослаблена кризисом и падением цен на углеводороды, перед Европой открывается возможность увеличить свое влияние в регионе.
Брюссель уже сделал несколько шагов навстречу Минску: был снят запрет на въезд Лукашенко и высших чиновников в Европу, более того: они приглашены на неофициальную встречу в Праге, которая пройдет в апреле, а Хавьер Солана посетил белорусскую столицу в феврале этого года. Со своей стороны Лукашенко выпустил ряд политических заключенных и не дал приказа о разгоне демонстрации оппозиции, которая прошла вчера в Минске. Впрочем, многие политологи считают, что для него это лишь "игра", в которой он может получить дивиденды как от России, так и от Запада.