Немецкие комментаторы и финансовые эксперты со сдержанным оптимизмом оценивают программу санации американской банковской сферы, предложенную министром финансов США Тимоти Гайтнером. Но в Германии ее копировать не будут.
Программа министра финансов США, предусматривающая избавление американских банков от "отравленных" активов, вызвала широкий и преимущественно позитивный резонанс в Германии - не только на бирже, но и в прессе.
Некоторые комментаторы приписывают сторонящемуся телекамер и косноязычному Тимоти Гайтнеру черты чуть ли не гения, хотя и признают, что таковым он войдет в финансовую историю только в том случае, если его план увенчается успехом.
Америка - это наше все
Восторженные эпитеты в немецкой прессе объясняются не столько конкретным содержанием программы Гайтнера, сколько надеждами на то, что новая американская администрация теперь всерьез займется решением проблемы глобального финансового кризиса. Тот факт, что кризис этот разразился в значительной степени по вине самой Америки, сути дела не меняет.
При всем подспудном, а порой и явном антиамериканизме, который бытует в Германии, трезвомыслящие люди здесь понимают, что меры правительства США - это решающий фактор в международных усилиях по преодолению кризиса. Как ни относиться к Америке, как ни критиковать безответственное и циничное поведение американских инвесторов и потребителей, экономика Соединенных Штатов была и остается крупнейшей частью мирового потенциала.
ВВП США - почти четверть мирового валового продукта. Доля России - для сравнения - 2,2 процента. Ясно, что изолировать Америку и решить проблему кризиса без ее участия или вопреки воле Вашингтона просто невозможно. США и остальной мир с его тремя четвертями материальных богатств обречены взаимодействовать.
Риск инфляции
Менее восторженно оценивают программу Тимоти Гайтнера немецкие финансово-политические эксперты. Заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Михаэль Майстер (Michael Meister) считает, что подход американского министра финансов верный. Чтобы возобновилось кровообращение в финансовой сфере, необходимо избавить банки от гнилых активов. Но уж очень велики масштабы помощи - до триллиона долларов.
"Я думаю, - заявил Михаэль Майстер, - если учесть еще и программу поддержки экономики, мы выходим на такой уровень, когда возникает вопрос: а как все это проплатить? Мои опасения заключаются в том, что поскольку американский Центробанк будет участвовать в скупке бумаг, тем самым может быть запущен печатный станок. Это - крайне опасный путь".
От инфляции пострадала бы не только американская экономика и потребители в США. Если доллар обесценится, то автоматически "похудеют" и валютные запасы многих стран, в частности, Китая и России, которые хранят свои сбережения преимущественно в американской валюте и облигациях американского правительства.
Но особенно опасна долларовая инфляция для Германии - мирового чемпиона по экспорту. Значительная доля немецких поставок на мировой рынок идет в зону доллара, и в случае снижения курса американской валюты немецкие экспортеры не смогут полностью компенсировать его повышением цен на свои изделия. Поэтому Михаэль Майстер считает необходимым сразу же изъять излишки денег с рынка, как только появятся первые признаки оживления экономики.
"Это будет зависеть от господина Гайтнера и особенно от директора Центробанка Бена Бернанки, - заявил Майстер. - Они должны быть готовы при первых же признаках роста вывести избыток ликвидности из обращения. От этого будет зависеть, начнется ли инфляция, которая стала бы и для нас как торговой страны большой проблемой".
Успех под вопросом
Финансовый эксперт респектабельного берлинского института экономических исследований (DIW) Доротея Шефер (Dorothea Schäfer) к числу новаторских начинаний американского министра финансов относит его проект привлечь к санации банков не только государственные структуры, но и частных инвесторов.
Правда, она не уверена, что многие из них будут готовы рискнуть, поскольку механизм ценообразования практически на все финансовые инструменты полностью разладился. Из-за всеобщей паники и дезориентации на рынках не находят покупателей даже вполне солидные активы, регулярно приносящие доход, а не только "гнилые".
Поэтому будет крайне трудно в ходе аукционов определить реалистичную цену на бумаги, выставленные на торги. Банки будет заинтересованы в том, чтобы продать их подороже, государство и инвесторы - в заниженных ценах.
К тому же, считает Доротея Шефер, никто не может оценить степень риска, приобретая тот или иной банковский продукт. Позитивную реакцию бирж она объясняет тем фактом, что правительство США наконец-то продемонстрировало решимость во что бы то ни стало избавить американские банки от отравленного балласта.
Немецкий путь
Для Германии, однако, она предлагает другой путь: государство берет на свой баланс по нулевой цене рискованные активы банков, а в обмен снабжает их свежим капиталом в достаточном для нормальной работы объеме. Первоначальные расходы бюджета могут и окупиться: ведь некоторые из бесплатно полученных ценных бумаг по-прежнему приносят дивиденды, а когда-нибудь, когда рынок оправится, и некоторые из других активов - на сегодняшний день "гнилых" - можно будет выгодно продать, заявила она в интервью газете Berliner Zeitung.
Какое конкретно решение будет принято в Германии, пока не ясно. Директор немецкого Бундесбанка Аксель Вебер (Axel Weber), однако, исключил создание в ФРГ своего рода централизованного "плохого" банка (Bad Bank), в который бы были собраны все "отравленные" бумаги.
Дело, скорее, идет к тому, что частным банкам позволят вычленить такие активы из их балансовой отчетности. Причем, решение будет приниматься в каждом конкретном случае разное.
Тем самым, заявил Аксель Вебер в интервью газете Saarbrücker Zeitung, можно будет минимизировать ущерб для бюджета, а главный риск возможных потерь переложить на плечи прежних владельцев таких бумаг.
Директор Бундесбанка указал, что переговоры с министерством финансов и государственным фондом стабилизации банков (SoFFin) на эту тему идут полным ходом, и решение может быть принято еще до конца марта.
Автор: Никита Жолквер
|