ОАО "Газпром" может принять участие в строительстве предприятий по сжижению природного газа (СПГ) в Иране в рамках проекта "Южный Парс". По словам министра энергетики РФ Сергея Шматко, это предусмотрено меморандумом о взаимопонимании в нефтегазовой сфере, подписанным им с иранским коллегой Голямхоссейном Нозари в Вене, где проходила встреча ОПЕК. Создание мощностей по сжижению газа - одна из стадий разработки газового месторождения "Южный Парс".
Помимо этого в документе рассматривается возможность поставок "Газпромом" туркменского газа на север Ирана. Эти поставки будут компенсированы "Газпрому" поставками газа с южных месторождений Ирана в страны Персидского залива. В ближайшее время стороны намерены подписать межправительственное соглашение о продолжении дальнейшего сотрудничества.
Напомним, что "Газпром" с 1997г. участвует в проекте обустройства и эксплуатации второй и третьей очередей месторождения "Южный Парс". 13 июля 2008г. между "Газпромом" и Национальной иранской нефтяной компанией был подписан меморандум о взаимопонимании.
Северный Иран испытывает проблемы в связи с недостаточным количеством энергоресурсов. Решить эти проблемы в одиночку, видимо, достаточно проблематично для страны. Дело в том, что добыча газа осуществляется на юге Ирана, где находится крупнейшее месторождение в мире, а доставка добытого сырья на север страны затруднена ввиду отсутствия сети газотранспортных трубопроводов. Для "Газпрома" же выступить в качестве транспортера туркменского газа нетрудно, поскольку у концерна уже есть договоренности о закупке туркменского газа. Кроме того, концерн может дополнить объем продаж Ирану газом из Азербайджана. Даже если ценовые условия сложатся таким образом, что "Газпром" не сможет зарабатывать на своповых операциях, укрепление сотрудничества с Ираном в дальнейшем способно принести концерну существенную выгоду в виде, например, возможности приобретения доли в иранских месторождениях.
По словам аналитика ИК "Велес Капитал" Дмитрия Лютягина, "Газпром" подписал с Ираном соглашение о развитии инфраструктуры проекта "Южный Парс", о добыче в подписанных документах речи не шло. Однако то, что "Газпром" решил участвовать в создании инфраструктуры, вероятно, будет способствовать его вхождению и в добывающие фазы мегапроекта в будущем. Говорить об эффективности своповых операций эксперту сложно, поскольку неясно ценообразование, которое будет применяться в регионе к "Газпрому". Если предположить рыночные варианты, то концерн мог бы получать дополнительную выгоду при условии заключенных обязательств на поставку, а также большей приближенности Ирана к рынку сбыта, чем, например, до Туркменистана. "Но это должны быть именно географические выгоды, то есть данной операцией "Газпром" оптимизирует свою логистическую систему", - подчеркнул Д.Лютягин.
По мнению аналитика компании "Арбат Капитал" Виталия Громадина, если "Газпром" войдет в проект строительства заводов по сжижению природного газа в Иране, он должен получать объемы производимого СПГ пропорционально своей доле. Конечно, концерн могут обязать весь газ продавать Ирану за "приемлемую цену". На подобных условиях в разработку Штокмана согласились войти Total и StatoilHydro. Но это происходило при постоянном росте нефтяного и газовых рынков и соответственном усилении ресурсного протекционизма в экспортных странах. На данный момент главы международных энергетических корпораций ожидают ослабления протекционистских настроений и облегчения доступа к ресурсам. Инвестиции в Иран затрудняют и санкции со стороны США. На этом фоне специалисту представляется сомнительным, что Иран будет настаивать на жестких условиях возможного вхождения "Газпрома" в энергетические проекты. С другой стороны, даже без доступа к ресурсам для газового концерна подобное сотрудничество может быть важно в рамках создания газового ОПЕК, то есть в рамках стратегии, направленной на усиление контроля поставок природного газа в Европу.
Для трубопроводных поставок с газовых месторождений юга Ирана нужно построить трубопровод длинной более 1,5 тыс. км на север страны, где он может быть присоединен, например, к проекту Nabucco. Однако крупный производитель газа в этом районе Катар до сих пор развивал производство СПГ и достиг в этом немалых успехов, занимая на данный момент доминирующее положение на рынке с объемами производства около 40 млн т в год. Недавно Катар также заявлял о возможности строительства газопровода в Европу, но поставки СПГ, конечно, являются более привлекательными с точки зрения отсутствия риска транзитных стран. Иран обладает потенциальными возможностями для превращения в лидера по производству СПГ, но санкции США лишают страну возможности пользоваться передовыми технологиями. "Газпром", запустивший недавно завод по производству СПГ на Сахалине мощностью 10 млн т, возможно, в состоянии помочь в реализации подобных проектов на территории Ирана. "Развитие производства СПГ и гарантия обеспечения потребностей севера страны с помощью туркменского газа может снизить заинтересованность Ирана в присоединении к проекту Nabucco", - подытожил В.Громадин.
Доказанные запасы природного газа Ирана составляют более 27,8 трлн куб. м (второе место в мире после России). В 2007г. добыча природного газа в Иране составила 111,9 млрд куб. м, потребление - 111,8 млрд куб. м. В энергобалансе страны природный газ составляет 55%, нефть - 42%, гидроэнергетика - 2%, уголь - 1%.
ОАО "Газпром" - крупнейшая газовая компания в мире, основными направлениями деятельности которой являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. "Газпром" экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. Уставный капитал ОАО "Газпром" составляет 118 млрд 367 млн 564,5 тыс. руб. Он разделен на 23 млрд 673 млн 512,9 тыс. обыкновенных акций номиналом 5 руб. Более 50% акций "Газпрома" принадлежит государству.
Максим Звягинцев
|