От Судана до Анголы, в Африке возникают все новые китайские альянсы, пишет Федерико Рампини в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Чтобы защитить диктатора Судана, обвиняемого в военных преступлениях, Китай использует свой политический и экономический вес, а также положение постоянного члена Совета Безопасности ООН. И негодование международной общественности по этому поводу не идет ни в какое сравнение с дивидендами от этой операции, пишет автор статьи.
Экономические интересы, политическое влияние, военный экспансионизм: вся неоимперская стратегия КНР просматривается в трагедии Судана. Китай закупает в Судане две трети производимой в этой стране нефти в обмен на щедрые поставки оружия режиму Омара аль-Башира. Никакая гуманитарная кампания, даже угрозы бойкота Олимпийских игр, не нарушили преференциальных отношений Пекина с таким ценным поставщиком энергетического сырья.
Рецессия не отвлекает китайских руководителей от их долговременных стратегических целей: доступ во все районы планеты, богатые энергетическими и другими природными ресурсами, а также и сельхозпродуктами; завоевание новых рынков; усиление военной мощи, способной защитить в любом уголке мира жизненно важные интересы Китая.
Судан только лишь фрагмент огромной мозаики, которую можно назвать "китаизацией" Африки. По мере ослабления влияния Запада на Черном континенте Пекин старается при первой же возможности заменить его во всех областях: внешняя торговля, инвестиции в создание инфраструктур, финансовая помощь, военные поставки. За последние 10 лет товарообмен между Китаем и его африканскими партнерами увеличился на 1000%. Завоевание африканской экономики происходит под лозунгами оказания помощи и дружбы между народами. Многолетней традицией стали африканские турне китайских лидеров после Нового года по лунному календарю. Не стал исключением и год Быка: Ху Цзиньтао начал год с посещения Саудовской Аравии, а затем Сенегала, Мали, Танзании и Маврикия. Одновременно с ним в Африке находился министр иностранных дел Ян Цзечи, побывавший в Уганде, Руанде, ЮАР и Малави.
В Танзании последней сделкой стало приобретение 50% государственной авиакомпании. В Анголе действует совместное китайско-ангольское предприятие Sonangol International, еще один поставщик нефти. В Народной Демократической Республике Конго КНР реализует свой "план Маршалла" в 9 млрд долларов: страна обладает 10% всех запасов меди в мире и третью всех мировых запасов кобальта. |