Поход американской субмарины по Северо-Западному проходу - намного большая угроза территориальной целостности Канады, чем полеты российских бомбардировщиков, полагает The Globe and Mail Майкл Байерс. "В субботу Los Angeles Times сообщила о секретной миссии "Ice Exercise 2009": подлодки "Хелена" и "Аннаполис" испытают свои средства связи в 300 км севернее Аляски", - пишет автор. Если "Аннаполис" пойдет со своей базы в Вирджинии на Аляску кратчайшим путем, ему придется пройти по Северо-Западному проходу, который Канада считает своими внутренними водами, поясняет Байерс. США, со своей стороны, не признают позиции Канады и причисляют Северо-Западный проход к международным проливам, отмечает автор.
Согласно морскому праву, через международный пролив субмарины могут следовать, не извещая близлежащие государства, а через внутренние воды Канады американские суда могут проходить лишь с согласия Оттавы. "Не секрет, что американские подлодки регулярно пользуются Северо-Западным проходом", - утверждает автор. Ему неясно лишь, совершаются ли эти походы с ведома и разрешения Канады. В 1995 году тогдашний министр обороны Дэвид Колленетт признал, что передвижения американских судов в канадских водах регулируются неким двусторонним соглашением, но позднее опроверг это заявление.
Автор выражает надежду, что такое соглашение все-таки существует. Если же Канаде сообщают о походах американских судов, не запрашивая ее разрешения, то в глазах дипломатов это равносильно ее отказу от претензий на Северо-Западный проход. По мнению автора, Канаде следует выразить протест против походов субмарин. "В условиях глобального потепления Канаде и США пора заключить всеобъемлющее соглашение о судоходстве в Северо-Западном проходе", - подытоживает автор. |