В Китае наступила сильная засуха. Китайская банковская система, напротив, утопает в ликвидности. Тогда как большинство экономик зажаты в тисках кредитного кризиса, объемы кредитов, выданных китайскими банками, за год выросли на 21% (до января). Есть и некоторые другие обнадеживающие признаки. Не являются ли они первыми вестниками весны? Вовсе не обязательно. Перспективы Китая на ближайшее будущее по-прежнему вызывают опасения. К сожалению, официальная статистика не помогает отследить изменение объема производства и спроса в Китае: Национальное бюро статистики решило не публиковать январские данные по промышленному производству, инвестициям и розничным продажам, поскольку они искажены из наличия праздничных дней. В 2008г. новый год отмечался в феврале, а в этом году - в январе, поэтому в январе было всего 17 рабочих дней по сравнению с 22 днями в прошлом году. Во избежание искажения статистических данных показатели экономической активности за январь будут опубликованы вместе с февральскими показателями. Пока что, тем, кто наблюдает за Китаем, нужно обратить внимание на другие показатели.
Одним из благоприятных признаков является стоимость акций, которая с ноября подскочила на 30% - хотя недавно она резко упала. Некоторые оптимисты ухватились за индекс менеджеров по закупкам, показатель активности обрабатывающей промышленности, который в январе рос второй месяц подряд. Однако наиболее обнадеживающий признак - увеличение объемов кредитования. В октябре были сняты ограничения по кредитованию, и банки поспешили "открыть краны". Новые кредиты, выданные в январе, в два раза превышают прошлогоднюю отметку - даже притом, что банки не работали в праздники. Скептики отмечают, что этот рост в основном связан с выдачей краткосрочных векселей, а не новых кредитов, предназначенных для финансовых расходов. Некоторые "новые" кредиты также представляют собой переход от средств внебалансовых отчетов и неформального рынка ссудного капитала, который образовался после введения кредитных квот, к официальному банковскому сектору.
Однако объемы среднесрочного и долгосрочного кредитования также значительно выросли, что говорит о начале действия правительственных стимулов. Центральное правительство планирует финансировать только 30% от пакета мер по развитию инфраструктуры на сумму в 4 триллиона юаней (585 млрд. долларов); предполагается, что остальные средства предоставят банки. Некоторые готовые проекты уже находятся на стадии реализации. По словам Тима Кондона из ING, в декабре расходы на транспортную инфраструктуру уже превысили прошлогодний показатель на 61%. Китай может быстро мобилизовать средства для выдачи кредитов благодаря следующему. Во-первых, крупные банки принадлежат государству, а их председатели назначаются правительством, следовательно, они стремятся выполнять приказы Пекина. Во-вторых, как утверждает Тао Ванг из UBS, за последние годы внутренний долг уменьшился по отношению к ВВП; соотношение банковских кредитов и вкладов составляет 65%, что ниже мировых стандартов; а компании, банки и домохозяйства имеют относительно "чистые" балансовые отчеты. Ожидание увеличения расходов на строительство автомобильных и железнодорожных дорог способствовало росту цен на сырье. С ноября цены на сталь в Китае выросли на 20%, а показатель Baltic Dry Index, индикатор фрахтовых ставок и, следовательно, спроса на сырье, увеличился более чем в два раза, хотя он по-прежнему на 84% ниже пика 2008г. Это предполагает, что компании восстанавливают запасы сырья. Однако, по словам, Стивена Грина, Standard Chartered, запасы готовых товаров продолжают увеличиваться, что будет сдерживать производство в течение нескольких следующих месяцев. Поэтому, скорее всего, перед улучшением произойдет спад экономических показателей. Первые весенние побеги часто очень чувствительны к морозу.
По материалам The Economist
|