Объединенное народное движение, напомним, было образовано в конце декабря прошлого года. Первоначально так называемый революционный комитет во главе с известным оппозиционером Азимбеком Бекназаровым и лидером партии "Эркиндик" Топчубеком Тургуналиевым именно из-за своих радикальных требований не мог согласовать свои позиции с другими партиями. Однако в итоге оппозиционные силы все-таки объединились, подписав совместное заявление, в котором говорится, что одна из главных целей – это досрочный уход президента Курманбека Бакиева.
В плане мероприятий на ближайшее время значились массовые акции протеста, но пока их так и не было. Тем временем силовые структуры одно за другим возбуждают уголовные дела в отношении лидеров оппозиции и членов их семей. И революционное движение считает, что объединенной оппозиции пора перейти от слов к делу. Об этом в интервью Deutsche Welle рассказал один из "революционных" лидеров Топчубек Тургуналиев.
Deutsche Welle: Топчубек Тургуналиевич, революционное движение призывает объединенный оппозиционный блок начать массовые акции протеста с целью досрочного ухода президента Бакиева. Но за последние три года такие попытки предпринимались неоднократно, но безуспешно. И пойдут ли за вами люди на этот раз?
Топчубек Тургуналиев: "Мы окончательно убедились в том, что 90 - 95 процентов нашего населения категорически не приемлет окончательно обанкротившуюся политику президента Бакиева. А многие люди уже переходят к следующей ступени политического протеста: они готовы выйти уже решительно, не боясь даже пуль. Ни в одной стране никогда 100 процентов народа в революции не участвовало.
Как ученый, как политик, как человек, неоднократно участвовавший в больших исторических событиях в Киргизстане, в том числе в 2005 году, я считаю, что в условиях Киргизстана достаточно 1 - 2 процентов населения, самых решительных людей. И тогда, если остальные 80 - 90 процентов будут нас поддерживать морально, то этого будет достаточно для того, чтобы свергнуть эту власть. Так было и в 2005 году. Если говорить конкретно, то нам нужно 50 - 100 тысяч человек".
Deutsche Welle: Есть ли у вас уже конкретный план действий?
ТТ: "Революция 2005 года у нас шла перманентным путем. Сначала 4 марта победила в Джалал-Абаде, потом в Оше, потом в других регионах и, наконец, 24 марта в Бишкеке окончательно был сломлен хребет прежней власти. Но при такой перманентной, многоступенчатой революции у власти всегда есть возможности маневра. Например, перебрасывать спецназ и другие силы в ту часть, где начинаются митинги и протесты. Теперь революционное движение предлагает принять другую тактику. Шаг за шагом мы должны подготовить наше население, а оно уже во многом готово. Но мы должны подготовить минимум 15, может быть, 20 точек Киргизстана, где в один день, в один час, с одними и теми же требованиями выйдут 50 - 100 тысяч человек. Это совершенно иная тактика. Мы не должны давать властям подавить выступления то в одном месте, то в другом, перебросить свои силы и так далее. Арифметически можно было бы сделать так. Вот собрались 10 человек, каждый из нас в течение 10 дней подготовит по 10 человек. Через 10 дней это будет уже 100 человек. Теперь мы всем 100 даем задание подготовить по 10 человек, это будет уже 1000 человек. То есть, мы должны работать методично".
Deutsche Welle: А дату новой революции вы намечаете?
ТТ: "Кроме большевиков, никто в истории никогда не намечал дату. И мы тоже не будем намечать. Но у лидеров нашего движения должно быть безошибочное политическое чутье: в какой день, в какой час".
Deutsche Welle: Допустим, что вашему движению удастся добиться ухода президента Бакиева. Но что будет дальше? Не получится ли так, что поменяются опять лишь фамилии, а система останется прежней?
ТТ: "Будет создано, скажем, временное правительство, которое отменит действие "бакиевской" конституции и многих других законов, которые не работают или противоречат элементарным правилам демократии. А декларации, декреты, постановления временного правительства будут иметь силу закона. Кроме того, мы выработали два документа о временном правительстве и о временной власти. Они взаимосвязаны, но не одно и тоже. Мы предлагаем, чтобы высшие руководители временного правительства не имели возможности участвовать в последующих президентских выборах. Почему? Да потому что хоть они и будут сидеть, скажем, шесть месяцев, каждый из них подготовит в свою пользу президентские выборы. Мы это уже неоднократно видели! Так что за отставкой последуют самые сложнейшие дела, которые тысячекратно сложнее, чем свергнуть эту власть. Убрать Акаева было трудно, но это было возможно.
Но мы не смогли, к сожалению, Бакиев не смог, у него не хватило политического духа, преодолеть былой свой груз. Бакиев ведь даже при Акаеве внес огромный вклад в установление и развитие семейно-клановой мафиозной системы власти. А он сейчас ее еще больше усиливает".
Deutsche Welle: Не боитесь ли вы кровопролития? Курманбек Бакиев как-то даже заявил, что сам готов с автоматом в руках защищать "Белый дом".
ТТ: "Я думаю, что не посмеет. Потому что Акаев однажды применил оружие. Это было в 2002 году в Аксы. Но когда пришла расплата, он передал в суд только исполнителей. А те, кто принимал решение во главе с Акаевым, они живут вольготно до сих пор. А милиция и все эти люди, которые с оружием, они знают, если будут стрелять в народ, то наступит следующий день, когда придется отвечать. Это раз. Во-вторых, я горжусь своим народом. Несмотря на то, что пролилась кровь невинных людей в Аксы, люди буквально на следующий день тогда опять вышли. Это действительно революционный дух. Политикой должны заниматься те люди, которые заранее готовы к самым страшным поворотам, которые подготовит эта власть – суд, тюрьмы, может быть, даже расстрел! Между прочим, одним из элементов успеха революции 2005 года было именно это. 27 декабря 2004 года мы объединились, три крупнейших оппозиционных движения объединились в одно. И это объединение привело в марте 2005 года к победе. А теперь мы это повторили: именно в декабре прошлого года объединились все крупнейшие оппозиционные силы. И я верю, что этому блоку по зубам возглавить революционное движение".
Беседовал Александр Токмаков |