Министр обороны Великобритании Джон Хаттон призывает коллег по Североатлантическому альянсу создать постоянные силы быстрого реагирования численностью 3 тыс. военнослужащих для содействия защите Европы от гипотетических нападений. Наличие таких сил, как он заявил в интервью британской The Financial Times, значительно укрепило бы уверенность восточноевропейских стран в том, что НАТО - в случае необходимости - в любое время сможет выполнить свое обязательство и прийти к ним на помощь.
Чиновник также полагает, что создание таких сил, сформированных из военнослужащих всех стран военного блока, позволило бы сдвинуть с мертвой точки переговоры о создании натовских сил быстрого реагирования численность 25 тыс. человек, которые альянс мог бы использовать по своему усмотрению для ликвидации или предотвращения возможных угроз. За последние шесть лет переговоры о формировании таких сил практически не продвинулись ни на шаг, поскольку, как признал британский министр, члены НАТО до сих пор не могут договориться о том, какую роль выполняли бы эти войска. Сформировать же трехтысячный контингент для выполнения конкретных европейских задач будет куда легче, считает Хаттон. Кроме того, наличие такого постоянного боеспособного резерва, как он полагает, облегчило бы процесс направления в Афганистан большего количества натовских войск.
По мнению нескольких европейских дипломатов, поделившихся с газетой своими соображениями на этот счет, идея Хаттона будет положительно воспринята рядом восточноевропейских стран, но о ее общей поддержки всеми членам альянса пока говорить слишком рано.
Стоит напомнить, что 4 февраля лидеры входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности стран - России, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении и Белоруссии - согласовали и подписали проект решения о формировании Коллективных сил оперативного реагирования, тем самым придав прежде исключительно политическому союзу еще и военную составляющую. Худшие опасения США и НАТО сбылись - у Североатлантического альянса появился конкурент или "противовес" в регионе Центральной Азии. Как сообщил ИТАР-ТАСС помощник российского президента Сергей Приходько, коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Он напомнил, что в настоящее время каждая из стран-членов ОДКБ имеет собственные силы быстрого реагирования на случай возникновения общих угроз. "Отличием предлагаемых коллективных сил будет то, что они будут иметь место постоянной дислокации на территории России, куда и будут придаваться силы других стран", - отметил он, уточнив, что, вероятно, они будут созданы на базе 98 гвардейской дивизии воздушно-десантных войск и 31 гвардейской штурмовой бригады ВДВ.
|