Девальвация таджикского сомони резко ускорилась на этой неделе на фоне сокращения притока валюты в страну. Нацбанк Таджикистана ищет за границей кредиты на пополнение тающих резервов и уговаривает население прекратить осаду обменных пунктов, передает Reuters.
За неделю сомони обесценился к доллару США на 4% до 3,82 за $1, за месяц он потерял более 10%.
Кризис в соседней России сократил переводы от трудовых мигрантов в Таджикистан, обеспечивавших до 40% ВВП страны. В прошлом году гастарбайтеры перечисляли порядка $220 млн. в месяц. К тому же крупнейшее предприятие и экспортер, алюминиевая госкомпания TALCO снизила производство.
"С учетом состояния торгового баланса, сезонности изменений конъюнктуры рынка, в особенности в странах региона, незначительная девальвация сомони с учетом последних событий, происходящих на внутреннем валютном рынке, вполне возможна", - говорится в заявлении Нацбанка.
Обменные пункты в столице Таджикистана скупают американскую валюту уже по 4,0 сомони за $1 и почти не выставляют котировки на продажу, подогревая ажиотаж. У пунктов, где появляются доллары, образуются очереди.
Нацбанк продает на рынке до $1,5 млн. ежедневно, безуспешно пытаясь удовлетворить растущий спрос на валюту.
Восточноевропейские страны девальвируют свои валюты
Андрэ Кюнленц | Financial Times Deutschland
Валютам восточноевропейских членов ЕС грозит спираль девальвации, пишет сегодня Financial Times Deutschland. Такой после произошедшего на днях существенного ослабления валют Польши, Венгрии и Чехии видят ситуацию аналитики.
"Ускоренная девальвация может спровоцировать дальнейший отток капиталов", - полагает Ульрих Лойхтманн, главный аналитик Commerzbank. Это замкнутый круг, ведь отток капиталов способствует дальнейшему ослаблению валюты.
Как и в России, потребители и компании восточноевропейских членов ЕС должны ориентироваться на то, что из-за девальвации национальных валют их долговое бремя возрастет, пишет автор публикации Андрэ Кюнленц. Ведь многие из них брали кредиты в евро, франках или других иностранных валютах.
За последние полгода польский злотый потерял по отношению к евро 28% своей стоимости, венгерский форинт - 19%, чешская крона - 12%. Причину их быстрой девальвации эксперты видят, прежде всего, в реакции банкиров и политиков. "Почти все центральные банки региона снизили ставки рефинансирования, - говорит Мартин Блюм, главный стратег по Восточной Европе из Unicredit. - Одно из последствий этого шага - обесценивание валют".
"Спираль девальвации, похоже, выходит из-под контроля", - считает Лойхтманн. Ставки рефинансирования дальше опускать нельзя, уверены эксперты Commerzbank. В противном случае, утверждают они, валюты Польше и Венгрии обесценятся еще на 10%.
|