4 февраля 2009 года может стать исторической датой: в Москве состоялся внеочередной саммит ОДКБ с участием лидеров России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, на котором решили создать Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) с единым командованием.
Стимулом к преобразованию «виртуально-бумажной» организации стала августовская война 2008 года Грузии против Южной Осетии. Идея создания КСОР возникла еще на сентябрьской встрече ОДКБ в Москве. «Нужно подумать о создании новой архитектуры, опирающейся на международное право, недопущение конфликтов и доминирования какого-либо одного государства, возложившего на себя функцию по формированию единого миропорядка», - сказал тогда Дмитрий Медведев.
Не обошли тогда вниманием и недружественные действия Запада. В итоговой декларации московской встречи в верхах было заявлено: «Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на восток и размещения новых объектов ПРО у границ ОДКБ». Более реальные очертания идея преобразования ОДКБ в военно-политический блок приобрела в декабре 2008 года во время встречи в Казахстане.
Известно, что ударный кулак КСОР составят Ивановская воздушно-десантная дивизия и Ульяновская десантно-штурмовая бригада, которые будут дислоцироваться на территории России. Кроме того, в состав оперативных сил ОДКБ должны войти и подразделения других стран, входящих в эту структуру.
Силы КСОР могут быть использованы для отражения военной агрессии, борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, наркоторговлей, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций. В случае возникновения угрозы агрессии против членов ОДКБ решение о применении силы принимает Совет коллективной безопасности этой структуры. Это даст возможность, не теряя времени на согласование с правительствами других стран, перебрасывать войска на опасные направления. Таковыми по-прежнему считаются «юго-осетинское», а также «карабахское».
Кроме того, страны ОДКБ обеспокоены неблагоприятным развитием ситуации в Афганистане и Пакистане, в которых усиливаются экстремисты, а светские правительства, опирающиеся на войска НАТО, всё больше утрачивают контроль.
Усиливаются разногласия и внутри самого альянса. Например, Канада, войска которой в 2008 году понесли в Афганистане тяжелые потери, уже в 2009 году может вывести свой контингент из этой страны. При этом Германия и Франция, которым достались сравнительно безопасные афганские зоны контроля, отказываются помочь тем же канадцам и перебросить на юг афганской территории свои силы. А если примеру Канады последуют другие?..
В этом случае, может обостриться ситуация на границах среднеазиатских республик. Так, например, афганские группировки на протяжении 1992–1997 годов неоднократно проникали на территорию того же Таджикистана, причем в июле 1993 года атаковали даже российские погранзаставы. Тогда с большими потерями эти нападения удалось отбить. Однако никто не застрахован от повторения подобных событий.
И в этом случае нужны оперативные силы быстрого реагирования, которые не допустят развития ситуации по неблагоприятному для стран ОДКБ сценарию.
Ничего сложного в формировании сил быстрого реагирования нет. Фактически они существуют уже сегодня. В настоящее время система коллективной безопасности строится по региональному принципу. Её представляют три войсковые группировки: восточно-европейская (Россия и Белоруссия), кавказская (Россия и Армения) и среднеазиатская (Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия).
Однако на пути создания КСОР имеются некоторые проблемы. Одна из них - отношения между среднеазиатскими участниками ОДКБ в вопросе распределения ограниченных в регионе водных ресурсов. Но в данном случае Россия готова выступить в роли арбитра: вопросы стратегической безопасности заставляют на время забыть о существующих разногласиях.
Кроме того, в конституциях ряда стран-участниц ОДКБ прописан отказ от участия в военных альянсах. Этот вопрос должны будут решить национальные парламенты.
Сергей Балмасов