После своей последней неоднозначно оцениваемой войны против Ливана в 2006 году израильтяне обвиняли прессу в том, что, освещая эту кровавую бойню слишком подробно и натуралистично, она нарушает принципы морали. На этот раз Израиль подготовился лучше. Приемы, которые он применяет на информационном фронте, столь же изощренны и напористы, как и тактика, которую его армия использует против ХАМАСа в Газе.
В ноябре прошлого года мало кто за пределами Ближнего Востока заметил, что Израиль внезапно запретил иностранным корреспондентам въезд в этот перенаселенный сектор. Но информационное направление израильского наступления на Газу предусматривает гораздо больше, чем просто жесткое ограничение доступа для прессы. Израиль полностью использовал свой опыт в "хазбаре" – это еврейское слово, которое буквально означает "объяснение", но в более широком смысле соответствует понятию "продвижение чего-либо образными средствами". В любое время дня и ночи с иностранными корреспондентами готовы были общаться взводы сотрудников пресс-служб, представляющих официальную точку зрения. Израильская армия запустила вебсайт, на котором можно посмотреть тщательно отобранные видеоролики, посвященные, как там говорится, документированию "гуманных действий и успеха операций" израильских вооруженных сил. Министерство иностранных дел Израиля, которому помогают десятки произраильских групп во всем мире, завербовало тысячи добровольцев, регулярно снабжаемых информацией, которую они доводят до сведения редакторов, журналистов и телекомментаторов, чтобы побуждать освещать новости с точки зрения Израиля.
Сама Газа была подвергнута интенсивной "психологической обработке". Наряду со сбрасываемыми с самолетов листовками пропаганда, обвиняющая ХАМАС в насилии, распространяется путем внедрения соответствующих обращений в передачи палестинских радиостанций, путем отправки текстовых сообщений и прямых звонков на мобильные телефоны. Некоторые жители Газы заявляют, что им звонят как будто бы сочувствующие друзья-арабы, а потом выясняется, что эти люди хотят получить определенную информацию о хамасовцах, действующих в данном районе. В то же время уничтожение системы электроснабжения в Газе делает практически невозможным для запертых этой территории людей общение между собой и с внешним миром.
Информационная кампания Израиля преуспела и на внутреннем фронте – еврейские граждане страны продолжают демонстрировать сильный энтузиазм в отношении войны, о которой они говорят в подавляющем большинстве случаев в восторженных выражениях. Она покорила и американскую Палату представителей, которая 9 января приняла 390 голосами против пяти билль, прокламирующий "решительную приверженность" Израилю. Ей поддался даже Сэмюэль Джозеф Вюрцельбахер, американский обыватель, который во время президентской кампании прославился своими решительными взглядами и получил прозвище "водопроводчик Джо". Посланный телекомпанией Pajamas TV в качестве корреспондента в Израиль, он заявил, что введенный Израилем запрет на освещение войны – правильная мера.
И все же поддержка Израиля в этом конфликте американской публикой представляется на этот раз менее прочной, чем обычно. Опрос, проведенный 31 декабря компанией Rasmussen, показал, что хотя 44% американцев выступают на стороне Израиля, 41% настроены против него, а это достаточно много. А ведь опрос проводился еще до кровавого обстрела школы ООН и других подобных инцидентов. Мировое общественное мнение также, по-видимому, сместилось и теперь настроено против еврейского государства. Даже в самом Израиле группы правозащитников, обеспокоенные тем, что бóльшая часть обычно честной местной прессы стала в значительной степени ура-патриотической, запустили вебсайт, трезво освещающий происходящую в Газе трагедию.
И у них нет недостатка в душераздирающем материале. Запрещение въезда в Газу всем западным корреспондентам, возможно, привело к обратному для Израиля результату. Из-за этого окружающий мир о катастрофе в секторе информировали сами его жители, в том числе примерно 300 местных журналистов. И что еще важнее – в Газе находятся корреспонденты самых популярных арабских телевизионных новостных каналов. Все они активно освещают конфликт – даже спустя три недели после его начала.
Канал, являющийся англоязычным подразделением канала "Аль-Джазира" и имеющий в секторе двух репортеров, купался в популярности в отсутствие западных конкурентов, таких как CNN. Он освещал события, пользуясь всеми изобразительными средствами, но в умеренных тонах. Это сильно контрастирует с преувеличениями на многих арабоязычных телеканалах, где часто можно было слышать обвинения Израиля в "геноциде" вперемешку с недостоверными сообщениями о военных успехах ХАМАСа – и все это в сопровождении драматической музыки и с паузами, заполняемыми показом фотографий мертвых детей.
ХАМАС был в значительной степени в стороне от этой пропагандисткой работы, хотя его телевидение все еще подает признаки жизни, выдавая в эфир напыщенные военные парады и заранее записанные речи вождей. Он даже пытался передавать израильтянам угрожающие сообщения по телефону и размещать свою пропаганду в Интернете. Но что действительно изменило настроения, так это непрерывный поток шокирующих телевизионных картинок, которые переполняют арабские спутниковые каналы. Их страстность, конечно, не всегда профессиональна, но кровь, бедствия и страдания, которые они отображают, слишком реальны.
© 2009 The Economist Newspaper Limited. |