Газовый конфликт между Россией и Украиной разразившийся из-за приостановления транзита голубого топлива породил надежды среди некоторых западных наблюдателей на расширение энергетического диалога с Ашгабатом, сообщает 19 января 2009 г. NBCA.
14 января, министр экономики и коммуникации Эстонии Юхан Партисс заявил, что «оптимальным» решением проблемы обеспечения Европы энергоресурсами должен стать газопровод «Набукко». Трубопровод «Набукко» планируется построить для поставок газа из Туркменистана и Азербайджана через территорию Турции и далее в южную и центральную Европу, в обход России. Для транспортировки туркменского газа планируется проложить второй трубопровод от восточного берега Каспия по дну моря и соединить с «Набукко» через Азербайджан и Грузию. Хиллари Клинтон, кандидат на пост Госсекретаря США, в письменных ответах на вопросы сенатора Ричарда Лугара, также высказалась за «ускорение» строительства альтернативного трубопровода, опасаясь, что «энергетическая зависимость Европы от России может превратиться в зависимость политическую».
12 января, британская газета Таймс написала о том, что «глубокая заморозка» 2009 года вызывает необходимость закупки газа у стран Прикаспия, а информационное агентство Тренд Капитал предположило, что на этом фоне Туркменистан сделает еще больший акцент на диверсификацию рынков сбыта энергоносителей.
Богатый нефтью и газом Туркменистан, ежегодно добывает около 80 миллиардов кубометров природного газа, из которых 20 миллиардов используется внутри страны, а остальное экспортируется.
Россия, главный поставщик углеводородов в Европу, в рамках долгосрочного контракта, заключенного сроком на 25 лет, каждый год закупает около 50 млрд. кубометров туркменского газа, который вместе с собственными углеводородами транспортирует через украинские и беларусские трубопроводы.
Ежегодно Кремль продает на Запад 120 млрд. кубометров природного газа, однако 7 января поставки были прерваны из-за возникшего ценового конфликта между Россией и Украиной.
«Понятно, что этот факт взбудоражил западную общественность, которая хотела бы кинуться в объятья Ашгабата, чтобы миновать Москву, но как?», - говорит обозреватель в Ашгабате.
Эксперты NBCA настроены пессимистично в своих прогнозах и полагают, что не стоит ожидать со стороны Туркменистана каких-либо энергетических инициатив по отношению к Западу.
«Что [президент Гурбангулы] Бердымухаммедов может предложить? Инфраструктуры нет, все поставки ограничены российскими трубами, поэтому дальше разговоров дело не пойдет», - уверен один из наблюдателей NBCA по Центральной Азии. Ровшан Ибрагимов, заведующий кафедрой международных отношений Университета Гафгаз, из Баку тоже говорит, что главный производитель каспийского газа Туркменистан, сейчас «удовлетворен» заключенными договорами с Россией, которая согласилась покупать топливо у Ашгабата по мировым ценам, более трехсот долларов США, за одну тысячу кубометров газа. Поэтому власти не предпримут самостоятельных шагов по выходу на европейские рынки. «Эти [каспийски] страны не желают портить отношения с Россией, учитывая их транспортную зависимость от этой страны и печальный опыт Грузии и Украины», - заключает Ибрагимов.
С ним согласен и Аннадурды Хаджиев, туркменский экономический аналитик, базирующийся в эмиграции.
Он отмечает, что никаких движений в направлении диверсификации углеводородов в Европу не будет, поскольку Кремль «не позволит» Бердымухаммедову пойти в обход России, да и сам Ашгабат, этого вряд ли захочет.
«Скорее всего, в этом году начнется строительство Прикаспийского газопровода, [проект России о прокладке трубы вдоль Каспия], а вопрос Набукко – это из области нереальных вещей»,- уверяет Хаджиев.
NBCA — проект IWPR по созданию многоязычной службы новостного анализа и комментариев по странам Центральной Азии, с участием широкого круга обозревателей по всему региону. Проект осуществлялся с августа 2006 года по сентябрь 2007 года, во всех пяти странах региона. С новым финансированием служба возобновляет освещение событий в Узбекистане и Туркменистане. |