Соединенные Штаты нуждаются в новом вооружении, в частности в системах противоракетной обороны и другом сверхсовременном военном потенциале, для того чтобы сдержать постоянное наращивание Китаем ядерного и обычного арсенала и создать ему противовес. Так сказано в предварительном варианте доклада для служебного пользования, составленного консультативным советом Госдепартамента США. В доктрине обороны США делается упор на защите от ракет Ирана и Северной Кореи. Данный доклад, подготовленный Консультативным советом по международной безопасности (ISAB) при госсекретаре США, – это первая рекомендация, упоминающая подобные меры для защиты от Китая, в том числе в области космической техники. Предварительный вариант доклада, экземпляр которого попал в Washington Times, гласит: стратегия Китая выходит за рамки создания сил, которые были бы способны отвоевать остров Тайвань. Китай стремится "вырваться на большую арену", распространяя свою мощь за пределы региона, включая судоходные пути, по которым перевозятся энергоносители, необходимые для китайской модернизации. "Соединенным Штатам следует, используя преимущества военно-технического потенциала США, заняться разработкой нового оружия, сенсоров, средств связи, а также другими программами и тактиками, дабы убедить Китай, что ему не удастся одержать верх над США военными средствами", – отмечается в докладе. В предварительном варианте документа содержится жесткая оценка стратегической модернизации Китая, не совпадающая со многими нынешними мнениями аналитиков из правительства и частного сектора, гласящими, что модернизация китайских вооруженных сил не представляет большой угрозы для интересов США в сфере безопасности. Например, в марте в интервью Washington Times директор ЦРУ Майкл Хейден сказал, что как профессионал он "восхищается" стремительным и современным наращиванием сил в Китае и заметил: "Перспектива превращения Китая в противника не является неизбежной". В докладе сказано: чтобы уменьшить вероятность ошибочных шагов китайской стороны, способных привести к кризису или конфликту, США следует "серьезно отнестись к исходящему от Китая вызову военному превосходству США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Модернизация китайской армии продвигается такими темпами, что она вызывает опасения даже в контексте самой благодушной интерпретации мотивов Китая". Официальный представитель посольства Китая Ван Баодон сообщил в специальном заявлении, что после 30 лет реформ Китай "естественным образом становится сильнее и обретает больше влияния на глобальную политику", но по-прежнему привержен идее мирного развития и "миролюбивой внешней политике". "Китай никому не будет наносить ущерб и не станет ни для кого представлять угрозу. Развитие Китая – это благоприятная возможность, а не угроза. Любые утверждения о "китайской угрозе" и в дальнейшем будут опровергаться фактами", – сказал он. Ван также заявил, что его правительство "привержено мирному урегулированию тайваньского вопроса и мирного воссоединения" острова с континентальным Китаем. Предварительный вариант доклада, подготовленный консультативным советом из 17 человек, не опубликован официально. Служащий Госдепартамента, знакомый с докладом, сообщил, что работа над ним вошла в окончательную стадию и, возможно, завершится через несколько недель. По словам источника, жесткая оценка стратегии и сил Китая, которая содержится в докладе, соответствует задаче совета давать госсекретарю рекомендации без обиняков, исходящие от аналитиков, которые не работают в правительственных структурах. Брэндон Баттрик, исполнительный директор ISAB, сказал, что его секретариату неизвестно, когда именно члены совета закончат работу над этим документом. "Если доклад не принадлежит к числу засекреченных, он станет доступен общественности, как мы уже поступили с предыдущими докладами ISAB после их одобрения нашей организацией", – сказал он. Глава совета – Пол Вулфовиц, в прошлом заместитель министра обороны США. Рабочей группой, которая подготовила доклад, руководил Роберт Джозеф, экс-младший госсекретарь США, специалист по вопросам нераспространения ОМП. В рабочую группу входили экс-сенатор от Вирджинии, демократ Чарльз Робб, а также Эллисон Фортьер, вице-президент по противоракетной обороне в компании Lockheed Martin, и Уильям Ван Клив, почетный профессор исследований обороны и безопасности Университета штата Миссури. По словам Робба, он первое время участвовал в работе, но затем отказался из-за дефицита времени, "несмотря на мой интерес к теме". От других комментариев он воздержался. Вулфовиц отказался дать интервью. Когда-то он был главным автором теории войны с террором в администрации Буша и активно разрабатывал курс на вторжение в Ирак. Вулфовиц ранее занимал ряд высоких должностей по делам Азии в Госдепартаменте и Пентагоне. В июне прошлого года он ушел в отставку с поста президента Всемирного банка после проверки, вызванной сомнениями в этичности его поведения. В предварительном варианте доклада сказано, что "главная цель" Китая – "служить противовесом присутствию и военному потенциалу США в Восточной Азии путем обретения наступательного потенциала в ключевых функциональных сферах, которые систематически эксплуатируют уязвимые места США". Согласно документу, наращивание вооружений распространяется на возможности "ведения войны ассиметричными средствами" – например, космическое и информационно-компьютерное оружие – которые могут помочь китайским силам победить более сильную американскую армию. В докладе выявлены такие сферы стратегической уязвимости США, как "прорехи" в системе ПРО США; зависимость связи от космических средств, неспособность США применить против Китая военную силу за исключением действий групп авианосцев, а также "хрупкая электроника и интернет". Доклад рекомендует США обзавестись новым наступательным потенциалом в сферах космоса и кибервойны, а также средствами ПРО и "усиленным потенциалом морского и космического базирования" для сдерживания возможного кризиса по тайваньскому вопросу. На данный момент у Китая примерно 20 ракет, которые способны достичь США, но, как ожидается, к 2015 году будет более 100 ядерных ракет, в том числе, вероятно, некоторое количество с множественными боеголовками, сообщается в докладе. Несколько ключевых выводов Дальнейший быстрый рост экономики – 10% в год – "жизненно важен" для того, чтобы Китай продолжал конкурировать с США и достигал своих основных целей: сохранения существующего режима и господства в своем регионе. Китай осуществляет промышленный и оборонный шпионаж, направленный на овладение современными технологиями в целях экономической и военной модернизации. Широта, масштабы и быстрота взлета Китая влекут за собой фундаментальные последствия для национальной безопасности США, но Соединенные Штаты "мало осознают намерения Китая, а также воздействие экономической и военной экспансии Китая на эти интересы". Военное и гражданское руководство Китая не всегда совпадают во мнениях, и разногласия между ними – это потенциальная "точка фокусировки" для смягчения враждебности в международных отношениях. Гражданское руководство Китая понимает позицию американцев, но китайские военные "очевидно, страдают паранойей и неверно трактуют" намерения США. Чтобы помешать Китаю "исподтишка перейти, судя по намечающейся тенденции" к стратегическому ядерному принуждению, "Соединенным Штатам понадобится развивать новые потенциалы противоракетной обороны, в том числе использовать все преимущества космического пространства", сказано в докладе. По поводу экспансии, которую Китай начал после многовекового пребывания в статусе региональной державы, в докладе ISAB говорится: "В глазах Китая Тайвань – это ключ к тому, чтобы вырваться на большую арену: чтобы Китай сделался глобальной державой, первый шаг должен включать в себя владычество над этим островом". Установив контроль над Тайванем, Китай сможет контролировать свои прибрежные воды и проецировать свою мощь на восток, сказано в докладе. Китай считает Тайвань, куда в 1949 году бежали с континента силы националистов, стержнем "легитимности режима и ключом к распространению мощи", сообщается в докладе. Тайвань также рассматривается Китаем как способ лишить Соединенные Штаты основного союзника в "стратегически-важной точке" в западной части Тихого океана, гласит доклад. Власти Китая утверждают, что стремятся к мирному воссоединению с Тайванем, но не позволят ему официально провозгласить независимость, а также не исключают применения силы. В докладе Консультативного совета также рекомендуется, чтобы США продавали своим союзникам в Азии больше высокотехнологичных обычных вооружений и усовершенствовали работу контрразведки. Ларри Уортцел, председатель комиссии Конгресса по анализу вопросов экономики и безопасности США и Китая, сказал, что доклада не читал, но недопущение провозглашения независимости Тайваня и обретение контроля над ним – "это одна из первостепенных задач, которые поставили перед Народно-освободительной армией Китая Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК и Центральная военная комиссия". "Если Китай достигнет этой цели, его вооруженные силы смогут сосредоточиться на задачах экспансии присутствия, влияния и даже власти Китая в более широких областях Азиатско-Тихоокеанского региона", – сказал он. Ван, официальный представитель посольства Китая, сообщил, что бюджетные расходы (видимо, на оборону. – Прим. ред.) Китая в 2007 году составили 45 млрд долларов или 1,4% ВВП. По его словам, в нынешнем году расходы на оборону составляют 57,2 млрд долларов – то есть выросли на 17,6%. Согласно справочнику ЦРУ CIA World Factbook, США тратят на оборону около 4% своего ВВП. Однако в новейшем ежегодном докладе Пентагона о вооруженных силах Китая сказано, что в военный бюджет Китая официально не включаются расходы на его космическую программу, стратегические войска, закупки за рубежом, научные исследования и разработки оборонной направленности, а также военизированные формирования. |