Американская система ПРО уже обошлась в 100 млрд долларов и осложнила отношения с россиянами, однако ее реальная ценность еще не доказана. Попасть пулей по пуле – именно этот принцип лежит в основе системы – это довольно сложная задача. Однако в новом докладе сообщается, что Пентагон сталкивается с проблемами даже при запуске учебных целей, необходимых для испытаний системы. До сих пор вооруженные силы США использовали для вывода в воздух учебных целей устаревшие ракеты, некоторым из которых более 40 лет. И это привело к росту числа неудачных испытаний. Главное бюджетно-контрольное управление в исследовании, обнародованном в прошлую пятницу, сообщает, что число упущенных целей выросло с 7% в 2002-2005 годах (3 из 42) до 16% в 2006-2007 годах (6 из 38). В конце концов, Пентагон не в состоянии сбить ложную боеголовку, если ракета, созданная для того, чтобы запускать боеголовку, не справляется с работой. Еще более угнетает то, что Агентство противоракетной обороны не справляется с программой создания нового поколения учебных целей, стоимость которой составляет 1 млрд долларов. В 2003 году для совершенствования системы Пентагон нанял Lockheed Martin Corp, поставив задачу создания новых учебных ракет. В докладе отмечается, что стоимость атакующих ракет, использовавшихся в 2002-2006 годах, составляла в среднем 6,5 млн долларов за штуку, тогда как ракеты, которые будут использоваться в течение следующих двух лет, будут стоить по 48,5 млн каждая. Частично рост стоимости обусловлен потребностью Пентагона быть уверенным в том, что его испытания "лучше отражают изменяющуюся угрозу" – в частности, использование ЛЦ (ложных целей) в виде надувных шаров и других ЛЦ, которые будут использоваться настоящей атакующей ракетой с целью избежать перехвата. Однако, подчеркивается в докладе, в значительной степени увеличение стоимости связано с несовершенными разработками и решением создавать новые ракеты без предварительного формального анализа стоимости. Например, после того как Lockheed установил контроль над программой, почасовая оплата труда, финансируемая Пентагоном, поднялась на 32%. "Масштаб увеличения, – отмечает Главное бюджетно-контрольное управление, – превысил ожидания". В докладе указывается, что сложности Пентагона, связанные с поставкой мишеней, обусловлены "сокращающимися источниками компонентов, непредвиденными расходами, проблемами, включающими контрактные требования и базовые положения программы, а также с отсутствием устоявшегося бизнеса для нынешнего подхода к поставкам мишеней. Многие ракетостроительные предприятия, поставлявшие свою продукцию напрямую Пентагону, "покидают рынок из-за нехватки заказов", говорится в докладе. Два последних испытания прошли неудачно в связи с "аномалиями испытаний", включая сентябрьский неудачный запуск, провал которого был обусловлен тем, что "ракета-цель сработала неисправно и не набрала мощности, чтобы достичь зоны перехвата". Однако программа создания новых учебных ракет, которая должна устранить такие провалы, имеет собственные сложности. "Возникли проблемы с разработками нового семейства целей, – сообщает управление финансового контроля Конгресса, – что ведет к росту стоимости, откладыванию испытаний и отсрочкам во внедрении нескольких ключевых элементов" Первый запуск одной из новых "вражеских" учебных ракет был перенесен с июля 2008 на август 2009 года. "Стремление удовлетворить более актуальные потребности спровоцировало новые задержки", – отмечает Главное бюджетно-контрольное управление. Примечание. Неудовлетворительное функционирование учебных мишеней привело к сокращению испытаний, что подрывает утверждение Пентагона, что, несмотря на огромные финансовые и геополитические затраты, связанные с программой, она дала США функционирующий щит ПРО. Также это наводит на более фундаментальный вопрос: если единственная сверхдержава в мире не может надежно запускать даже ложные цели, то какой смысл продолжать ежегодно вливать 10 млрд долларов в нейтрализацию намного более элементарных усилий таких стран, как Иран и Северная Корея, которые хотят запускать настоящие? |