В результате, по разным оценкам, число отечественных компаний в этой сфере выросло примерно на 12-15%. Эксперты рассказали "РГ", что ждет IT-отрасль после завершения импортозамещения и как на нее повлияет возможное возвращение зарубежных игроков.
Высокий темп импортозамещения как один из главных факторов роста рынка будет актуален до 2026 года, полагает первый заместитель гендиректора IT-холдинга Т1 Дмитрий Харитонов. "Локомотивами цифровизации" он назвал финтех, телеком и энергетику, так как в них инновации внедряются активнее всего.
В число наиболее перспективных сфер для импортозамещения Харитонов внес ПО для разработки приложений (производственные приложения, инженерные приложения и т.д.) и инфраструктурное ПО (например, системы управления информационной безопасностью).
Несмотря на санкции, России удалось существенно сократить зависимость от иностранного ПО. Лидерами стали системное и офисное ПО (операционные системы и офисные пакеты), промышленное ПО (CAD/CAE/MES-системы), облачные и инфраструктурные решения, кибербезопасность, SCADA и IoT, рассказала руководитель экспертно-аналитического отдела российского разработчика общесистемного и прикладного программного обеспечения "АЛМИ Партнер" Елена Куц. "Включение более 11 тысяч продуктов в реестр отечественного ПО и их активное внедрение в критическую инфраструктуру подтверждают прогресс", - подчеркнула она.
В список решений, которые успешно заменили западные аналоги, управляющий партнер системного интегратора и разработчика Navicon Евгений Смирнов добавил ERP-системы. "После событий 2022 года доверие к международным ERP-платформам подорвано. Многие компании, особенно из стран СНГ, Персидского залива и частично Европы, сразу начали прорабатывать альтернативы западным ERP-системам при отработке рисков введения против них санкций со стороны США и ЕС", - объяснил он.
В этот список гендиректор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" Кирилл Семион также внес разработчиков системного ПО - операционных систем, решений для виртуализации - и производителей ПО общего назначения, включая системы видео-конференц-связи и бизнес-аналитики.
При этом процесс импортозамещения еще неравномерный, считает Куц. По ее мнению, следует решить проблему фрагментации рынка из-за несовместимости решений и вопросы аппаратной зависимости.
"Сейчас примерно до 70% российского ПО все еще работает на импортных процессорах (Intel, AMD)", - сказала она.
Наибольший экспортный потенциал есть у решений в области кибербезопасности, промышленного ПО и финтеха, считает Куц.
"Кибербезопасность нужна для защиты от растущих угроз, промышленное ПО - для цифровизации и импортозамещения, а финтех - для развития платежных систем и финансовой доступности", - отметила эксперт.
По ее словам, такие технологии имеют быструю окупаемость, низкие барьеры внедрения и поддержку на государственном уровне в странах БРИКС и СНГ. Более того, они легко масштабируются и пользуются спросом из-за санкционного давления и совместных инициатив БРИКС, например альтернативы SWIFT.
Экспортный потенциал есть и у систем управления данными (DWH-платформ), дополнил Смирнов. Их технологическая зрелость позволяет рассчитывать на расширение присутствия в России и СНГ, а также в Европе и Южной Америке.
При этом возможное возвращение западных игроков вряд ли помешает укреплению позиций отечественных компаний, считают в консалтинговой компании Strategy Partners. Причин здесь несколько: ужесточившиеся после 2022 года регуляторные требования и требования к безопасности, юридические риски, включая судебные претензии со стороны бывших клиентов, и транзакционные ограничения, так как без доступа к международной банковской системе и снятия санкций с финансовых учреждений покупка и продление лицензий окажутся в "серой" зоне.
Также помешают разрушенные экосистемы западных вендоров и репутационные риски, поскольку для восстановления доверия потребуется время. При этом вернуться к зарубежным продуктам стратегические компании и госсектор смогут только после отмены указов президента.
"Иностранным вендорам потребуются значительные ресурсы и время для восстановления операционной деятельности, что даст отечественным разработчикам дополнительную фору для совершенствования продуктов и навязывания жесткой конкуренции за потребителя. В отдельных сегментах возможен частичный возврат западных решений, но их доля в российском IT-секторе будет существенно ниже, чем до 2022 года", - уверены в пресс-службе Strategy Partners.