За последние дни марта новости с переднего края СВО удивляют нас реализацией целого ряда технических решений, резко увеличивших потенциал Зенитно-ракетных войск ВКС России в противодействии дальнобойным БПЛА-камикадзе и FPV-дронам, а также оперативно-тактическим баллистическим ракетам ATACMS Block IA.
Подтверждена эта реализация не пафосными и высосанными из пальца постами «придворных» блогеров (а-ля «сбили 10 F-16AM» за день), а реальными репортажами и объективным контролем с результатами боевого применения новой техники.
В первую очередь, речь идёт о развёртывании мобильных групп противодействия БПЛА-камикадзе ВСУ в составе отряда «Кочевник». На текущий момент открытой информации о количестве подобных мобильных групп и их распределении на операционных направлениях практически нет. Тем не менее на ТК «Военный осведомитель» опубликован видеорепортаж с одним из эпизодов развёртывания и боевого дежурства подобной группы, где виден перечень применяемого вооружения и его эффективность.
Это уже не группа автоматчиков с АК-74М и светодиодными фонариками, которую мы упоминали в одном из наших предыдущих обзоров. Это, во-первых, от 4 до 6 — 8 полноценных тумбовых зенитно-пулемётных установок на базе 7,62-мм пулемётов ПКМ, винтовок СВД с шасси SAG СВД Mk1 и ORSIS T-5000, оснащённых современными тепловизионными прицелами Dedal-T1.642 Pro с дальностью обнаружения тяжелого квадро- / гексакоптера типа «Баба-Яга» порядка 1300 — 1500 м.
Прицельная дальность ПКМ по штатным целям достигает 1 км, что также применимо к тяжелым БПЛА-камикадзе «Лютый» или FP-1. Коптеры типа «Баба-Яга» могут перехватываться из ПКМ с тепловизором на удалении 750 — 500 м, что также справедливо для СВД или ORSIS T-5000.
Заблаговременное обнаружение приближающихся одиночных дронов или нарядов из нескольких БПЛА-камикадзе осуществляется также не «рабоче-крестьянским методом» на глаз, а посредством мобильного радиолокационного комплекса сантиметрового (X/Ku), либо миллиметрового (Ka) диапазона волн, функционирующего в режиме кругового обзора и поднимаемого на телескопической мачте на высоту 5 — 7 м. Речь может идти о модификации уже известного малогабаритного радиолокационного комплекса «Репейник», способного обнаружить БПЛА «Лютый» на дистанции 7 — 8 км и FPV-дрона до 1,7 — 2 км.
От момента обнаружения до момента входа дронов в радиусы действия зенитно-пулеметных комплексов и винтовок группы отряда «Кочевник» обычно проходит от 45 до 70 секунд, благодаря чему операторы вполне успевают изготовиться к применению стрелкового вооружения.
Стоит, конечно, отметить, что для большей эффективности в данных мобильных группах ПВО не хватает по паре гиростабилизированных дистанционно-управляемых боевых модулей на базе четырёхствольных 7,62-мм пулемётов ГШГ-7,62 и 12,7-мм пулемётов ЯкБ-12,7 со скорострельностью 6000 и 4500 выстр./мин (такие установки уже спроектированы и применяются в зоне СВО для прикрытия береговой инфраструктуры в Крыму). Но и эти группы уже на отдельных направлениях начинают вносить существенную лепту в перехват украинских тяжелых БПЛА-камикадзе, направляющихся к стратегически важным авиабазам, складам боекомплектов и т. д.
И это далеко не все технические козыри данных групп. В частности, в составе запечатлённой на видео группы можно увидеть развёртывание и первое боевое применение малогабаритной мобильной лазерно-лучевой установки, которая (отталкиваясь от параметров на дисплее оператора) успешно выводит из строя достаточно крупный БПЛА-камикадзе самолётного типа ВСУ на расстоянии 1250 м.
О чём это говорит? В первую очередь о том, что речь идёт о появлении у мобильных групп ПВО российской армии боевых лазерно-лучевых комплексов мощностью от 10 до 20 кВт, чего вполне достаточно для прожигания корпусов украинских тяжелых дронов и повреждения радиоэлектронной элементной базы, включая электрику, ИНС, контроллеры питания различных модулей (от GPS и инерциально-навигационной системы до 4G-модемов). При задействовании лазерных установок подобной мощности повреждение может осуществляться на удалении до 1,5 — 3 км (в зависимости от метеорологической обстановки).
Ещё более интересным фактом является способность подобных лазерных установок выводить из строя телевизионные и тепловизионные датчики наведения украинских БПЛА, а при соответствующей программной адаптации в перспективе и крылатых ракет ВСУ, а также реактивных беспилотников с оптико-электронными системами наведения. При этом, дальность эффективной работы 20-киловаттного лазера в режиме подавления тепловизионных датчиков наведения на дронах противника будет составлять уже не 3 — 3,5 км, а порядка 10 — 12 км.
Главным условием в данном случае станут возможности тепловизионного прицельного комплекса, либо радара, управляющих боевым лазером. Примечательно, что оболочка программного обеспечения запечатлённого на видео лазерно-лучевой установки имеет огромное сходство с оболочкой китайского лазерно-лучевого комплекса Silent Hunter.
Событием же последних суток стал новый противоракетный рекорд, достигнутый новейшим отечественным зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-СМ».
Так, расчёт новейшего ЗРПК «Панцирь-СМ» впервые в боевых условиях подтвердил способность кинетического перехвата (методом hit-to-kill) американской оперативно-тактической баллистической ракеты ATACMS Block IA c помощью новейшей гиперзвуковой 5,56-маховой ракеты 57Э6М, которая оснащена кинетической боевой частью типа «Завеса».
Можем обратить внимание на тот факт, что угол соприкосновения боевой ступени зенитной ракеты 57Э6М с ракетой ATACMS составил порядка 85 — 90 градусов, это указывает, что целью ракеты ATACMS был не перехвативший её «Панцирь-СМ», а прикрываемый им стратегически важный объект на удалении порядка 8 — 20 км.
Захвачена на точное автосопровождение ОТБР ATACMS была посредством РЛС наведения на базе отражательной ФАР 1РС2−3 на удалении около 17 км и высоте порядка 13 км, в то время как перехват был осуществлён при скорости полёта ATACMS около 850 — 900 м/с.
Таким образом, комплексы средней дальности «Панцирь-СМ» на дистанциях до 20 км демонстрирует параметры, ранее доступные лишь в десятки раз более дорогим и сложным многоэлементным ЗРК типа Patriot PAC-3MSE, SAMP-T и С-350А «Витязь». А это огромный бонус в конкурентный потенциал «Панциря-СМ» на мировом рынке вооружений.