Московский "десант", как назвал делегацию представителей Совета Федерации, минпромторга и других структур первый зампредседателя Совфеда Андрей Яцкин, высадился в Томске в минувшую пятницу и в течение двух суток знакомился с вузами и производствами региона. Делегация посетила не менее десятка томских предприятий, и их опыт, наработки, а также "болевые точки" будут учтены при создании кластера.
"Десант" ознакомился и с первой в России производственной линией по массовому выпуску беспилотного мини-трактора, которая заработала с начала года. Он способен заменить большие сельскохозяйственные машины, может без устали и без ошибок трудиться круглые сутки, и ему не нужен механизатор. Это милейшая машинка с "лицом-экраном", чем-то смахивает на персонаж из мультфильма "Паровозик из Ромашково". Но, несмотря на мультяшную внешность, мини-трактор обладает развитым интеллектом.
И если в фильме Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове", снятого в 1957 году, колхозный тракторист Матвей Морозов только представлял, какая техника выйдет на поля, то сегодня беспилотник - реальность. Как объясняют производители, он способен выполнять свою миссию абсолютно автономно, самостоятельно принимая ситуативные решения. Его лишь надо заранее "ознакомить" с территорией, где он будет работать. При этом, говорят разработчики, управлять им не сложнее, чем роботом-пылесосом. В основе разработки - автопилот, который компания выпускает уже на протяжении десятилетия.
Интерес к модели у потенциальных заказчиков есть - ведь эта техника способна решить кадровую проблему, на которую устали жаловаться аграрии. Ее приблизительная цена - четыре миллиона рублей, и первые мини-трактора поступят на рынок уже к концу 2025-го. Вот только как добиться устойчивого спроса на эту продукцию, особенно в нынешних экономических условиях, когда многим сельхозпроизводителям кредиты недоступны, а собственных средств едва хватает на текущие нужды, а не на расширение парка техники?
Поможет государство, заверил министр Антон Алиханов. Он поручил рассмотреть вопрос о том, чтобы покупателям беспилотников на начальном этапе компенсировалось до 80 процентов расходов на эту технику. Его предложение участники совещания встретили аплодисментами. "Выше наших ожиданий", - отреагировала президент компании Cognitivе Pilot Ольга Ускова.
По словам министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, в ближайшее время необходимо разработать общую концепцию беспилотной техники, которая включает в себя не только летательные аппараты, но и так называемую мультисредовую технику, способную автономно выполнять производственные задачи и на земле, и под водой.
Инициатива сделать Томск ядром российского промышленного кластера принадлежит главе Совета Федерации Валентине Матвиенко - она высказала ее еще в 2023 году, и с тех пор был принят ряд важных промежуточных решений. Как подчеркнул Антон Алиханов, Томская область - один из немногих российских регионов, который на протяжении последних десяти лет показывает положительную динамику промышленного производства, и ежегодные темпы роста, как правило, достигают десяти и выше процентов.
Наряду с сильной промышленностью Томск - это университеты с высоким рейтингом, ориентированные в том числе на подготовку инженеров. То есть это тысячи хорошо подготовленных молодых специалистов именно для производственного сектора. Томские вузы умеют кооперироваться с предприятиями - в частности, глава минпромторга назвал опыт Томского госуниверситета в этой сфере примером, на который следует ориентироваться другим образовательным учреждениям.