По мнению отраслевых экспертов, канадское правительство должно играть значительную роль в любом новом проекте трубопровода, чтобы преодолеть финансовые препятствия, строгие правила и противодействие активистов, однако ни одна частная компания в последнее время не выражала заинтересованности в инвестировании в подобные проекты. Об этом сообщает Reuters. Спрос на новые трубопроводы усилился после того, как президент США Дональд Трамп пригрозил ввести пошлины на экспорт канадской нефти, что побудило канадских политиков искать решения для снижения зависимости от американского рынка. Нефть является самым ценным экспортным продуктом Канады, которая является четвертым по величине экспортером нефти в мире, перекачивая 4 млн баррелей в день на нефтеперерабатывающие заводы в США, что составляет около 90% экспорта нефти Канады. И министр энергетики Канады, и лидер консервативной оппозиции, а также несколько премьер-министров провинций заявили о необходимости диверсификации экспорта канадской нефти. Однако в последнее время ни одна частная компания не выразила заинтересованности в инвестировании в столь многомиллиардный проект, реализация которого может занять десятилетие. Уже были отменены два крупных проекта строительства трубопровода «Восток-Запад», а канадская компания потеряла миллиарды долларов после того, как бывший президент США Джо Байден отозвал разрешения на проект Keystone XL в 2021 году. Хотя Трамп заявил, что хочет возобновить проект Keystone XL, и пообещал быстрые одобрения, в тот же день он повторил, что с апреля будут введены пошлины на импорт из Канады и Мексики. Тарифы сделают канадскую нефть более дорогой для американских нефтеперерабатывающих заводов или приведут к снижению рентабельности канадских производителей, тем самым снижая спрос на дополнительные трубопроводы. Но даже без учета тарифов канадские компании считают, что финансовые риски и строгие правила делают инвестиции в новые трубопроводы слишком рискованными. Единственным вариантом для Канады избежать зависимости от США на сегодняшний день является система трубопроводов Trans Mountain, по которой нефть транспортируется из Альберты на западное побережье Британской Колумбии, откуда ее можно экспортировать на международные рынки. Расширение этого трубопровода было завершено в прошлом году после семи лет задержек, вызванных противодействием со стороны активистов-экологов и коренных общин. В 2018 году федеральное правительство Канады приобрело систему Trans Mountain за 4,5 млрд канадских долларов (3,15 млрд долларов США), но задержки в строительстве и перерасход бюджета привели к увеличению расходов до 34 млрд канадских долларов за четыре года. По словам экономиста Кента Феллоуза из Университета Калгари, эти огромные траты посылают серьезный сигнал частному сектору, отпугивая инвестиции в новые трубопроводы. Компании могли бы рассмотреть новый проект только в том случае, если бы федеральное правительство оперативно внесло поправки в Закон об оценке воздействия, который с 2019 года требует проведения социальной и культурной оценки трубопроводов в дополнение к оценке воздействия на окружающую среду. С тех пор только один проект, Cedar LNG, завершил этот процесс, и на это ушло три с половиной года. Канадский оператор трубопроводов Enbridge заявил, что не будет рассматривать новый проект трубопровода в Канаде до тех пор, пока не изменится федеральная политика в области энергетической инфраструктуры. Генеральный директор Enbridge Грег Эбель подчеркнул, что стране необходимы реформы процесса выдачи разрешений, отмена предлагаемого ограничения на выбросы при добыче нефти и газа и рост программ гарантий по кредитам, которые позволяют коренным общинам становиться инвесторами в проекты по трубопроводам. Кроме того, компании должны быть уверены в том, что канадская отрасль сможет увеличить добычу, чтобы заполнить новый трубопровод. Однако Канада взяла на себя обязательство достичь нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году, что противоречит резкому увеличению добычи нефти. В отчете Канадского регулятора энергетики за 2023 год предполагается, что для достижения этой цели добыча нефти из нефтеносных песков может сократиться на 30% к 2050 году. Хотя угрожающие тарифы Трампа возродили разговоры о строительстве новых трубопроводов, министр энергетики Канады Джонатан Уилкинсон открыто не выступал за это, заявив лишь, что вопрос обязательно будет обсуждаться. Премьер-министр Альберты Даниэль Смит призвала федеральное и провинциальное правительства построить больше трубопроводов на восточном, западном и северном побережьях Канады. Напротив, лидер консервативной оппозиции Пьер Пуальевр заявил, что консервативное правительство отменит антиэнергетические законы и построит трубопроводы, но будущее остается неопределенным, учитывая политические циклы, которые могут повлиять на завершение крупных инфраструктурных проектов. |