В состав нового нацпроекта входит десять федеральных проектов. Их реализация, по словам председателя правительства РФ Михаила Мишустина, поможет России войти в десятку стран мира по объему научных исследований и опытно-конструкторских работ. А также позволит увеличить долю внутренних затрат на эти цели не менее чем до двух процентов ВВП.
Новый нацпроект направлен прежде всего на достижение национальных целей развития, определенных указом президента РФ от 07.05.2024, пояснили "РГ" в Минпромторге России. "К 2030 году планируется достичь следующих показателей: повысить долю отечественного оборудования в ТЭК на внутреннем рынке с 72 до 90 процентов, увеличить объем производства отечественного оборудования в отрасли с 1287 до 2219 миллиардов рублей, достичь уровня технологической независимости в ТЭК в 90 процентов", - пояснили в министерстве.
Безусловно, для достижения столь значимых целей необходимо взаимодействие науки и промышленности. "Будут выстроены кооперационные цепочки, которые позволят объединить усилия ведущих инжиниринговых компаний, конструкторских бюро, НИИ и вузов, ведущих промышленных предприятий, квалифицированных заказчиков и представителей органов государственной власти", - рассказали в Минпромторге России.
Большое внимание в нацпроекте уделяется развитию технологий в электроэнергетике. Это неудивительно, учитывая, что до 2042 года в стране планируется ввести в строй 88,4 гигаватта генерирующих мощностей. При этом половина федеральных проектов, входящих в новый нацпроект, посвящена атомным технологиям. Эту отрасль предполагается вывести на новый уровень, создав двухкомпонентную ядерную энергетическую систему с замкнутым топливным циклом.
Освоение технологий замыкания ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ) и быстрых реакторов поколения IV позволит наметить контуры атомной энергетики XXI века, пояснил "РГ" профессор кафедры теоретической и экспериментальной физики ядерных реакторов Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров. "Существующая атомная энергетика, в основе которой ядерные реакторы на тепловых нейтронах и открытый топливный цикл, не имеет существенной топливной базы. Поэтому развитие двухкомпонентной атомной энергетики на основе как существующих тепловых, так и новых быстрых реакторов с технологиями ЗЯТЦ в ближайшие десятилетия позволят России подтвердить лидерство в энергетических ядерных технологиях", - рассказал эксперт.
По его словам, желательно также отслеживать тренды развития в энергетике в целом. Например, сегодня в мире и в России активно разрабатываются проекты атомных станций малой мощности.
Один из федеральных проектов нацелен на разработку нового оборудования для возобновляемых источников энергии. В этой сфере, в частности, запланировано создание технологии производства ветроэнергетических установок большой мощности, рассказали в минпромторге. Это позволит локализовать в России производство турбины мощностью более 6 мегаватт.
В традиционной электроэнергетике упор сделан на освоение газовых турбин, например двухвальных ГТУ мощностью 110 мегаватт, или турбин средней и малой мощности в диапазоне от 2-4 до 12-16 мегаватт.
"В электроэнергетике и энергетическом машиностроении уже есть результаты, достигнутые благодаря кропотливой работе и инвестициям в НИОКР ряда отечественных компаний", - рассказал "РГ" ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Дмитрий Полохин.
Он привел пример - на Петербургском международном газовом форуме-2024 компания из Перми представила газовую турбину собственного производства (мощностью 2 мегаватта).
В нефтегазовой отрасли также запланирована разработка новых видов оборудования. "Отрасль нуждается в таких решениях, как, например, роторно-управляемые системы для бурения, компрессорное оборудование для переработки нефти и газа, - рассказал "РГ" генеральный директор АНО "Институт нефтегазовых технологических инициатив" Николай Кузнецов. - Для реализации задачи по достижению технологического суверенитета мы совместно с нефтегазовыми компаниями и органами государственной власти сформировали тепловую карту в рамках Координационного совета по импортозамещению нефтегазового оборудования, далее распределили позиции с якорными заказчиками и сформировали дорожные карты".
Возможность создавать новые технологии и оборудование есть. Например, по направлению "бурение и добыча на суше" были успешно испытаны флот для гидроразрыва пласта, роторно-управляемые системы 120 миллиметров, оборудование для многоствольного заканчивания скважин, система телеметрии и другое оборудование, рассказал Николай Кузнецов.
В нефтепереработке ряд машиностроительных организаций осваивает критические системы гидрорезки кокса, сообщили в Минпромторге России. Развивается и оборудование для производства сжиженного природного газа, "На сегодняшний день по 20 видам оборудования уже созданы опытные образцы, в том числе насос отгрузки СПГ, криогенные шаровые краны, аппараты воздушного охлаждения, компрессоры отпарного газа, детандер-компрессорные агрегаты, - пояснили в министерстве. - Указанные работы позволят увеличить долю российского оборудования при реализации СПГ-проектов до 80 процентов к 2030 году".
"Сегодня в малых и даже среднетоннажных производствах СПГ в России наработана большая практика и существуют отечественные решения почти для всех узлов и агрегатов, - отметил Дмитрий Полохин. - А вот в крупнотоннажных производствах доля отечественного оборудования пока не превышает 30 процентов. Между тем для планируемого увеличения производства СПГ важно развитие именно таких технологий".
Впрочем, по словам эксперта, и в этой сфере появляется все больше собственных разработок. Например, крупнотоннажная технология сжижения природного газа "Арктический микс". Производительность одной такой технологической линии составляет более 6 миллионов тонн СПГ в год.
"До полной технологической независимости российскому ТЭК предстоит еще довольно большой путь, но перспектива в пять - семь лет выглядит вполне реальной. И это надежный путь к стабильному росту отрасли", - подытожил Дмитрий Полохин.
В тему
Реализация национального проекта "Новые атомные и энергетические технологии" предусматривает значительные объемы финансирования. Из федерального бюджета на эти цели будет выделено примерно 130 миллиардов рублей до 2030 года. Предполагается, что внебюджетные источники составят более 60 миллиардов рублей.