В Госдуме приняли в первом чтении законопроект, который позволит развить в России производство альтернативных запчастей для ремонта Boeing и Airbus. В Росавиации считают это одним из инструментов, который дополнит возможности по поддержанию летной годности иностранных самолетов.Группа сенаторов разработала законопроект, который наделяет Росавиацию полномочиями по сертификации и одобрению производства альтернативных комплектующих для гражданской авиатехники. Это необходимо для замещения иностранных запчастей в условиях санкций и для развития отечественного производства альтернативных РМА-компонентов (Part Manufacture Approval) гражданской авиатехники. В 2022 году правительство разрешило использовать в России импортируемые РМА-запчасти. Их производство развито во многих странах, и в итоге складывается ситуация, при которой китайские и иранские РМА-поставщики имеют привилегии по сравнению с отечественными предприятиями. "Развитие альтернативных авиакомпонентов позволило бы не только помочь авиакомпаниям, но и создать в России новую перспективную подотрасль, которая на сегодняшний день существует и успешно функционирует во многих странах", - отметил соавтор законопроекта сенатор Андрей Шохин, представляя документ в Госдуме. Сенаторы предложили внести в Воздушный кодекс изменения, наделяющие Росавиацию правом оформлять одобрения "на изготовление и установку комплектующих изделий гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта". Законопроект поддержали и в правительстве, и в профильном комитете Госдумы. "Ко второму чтению детально проработаем механизм одобрения, изготовления и установки комплектующих изделий для гражданских воздушных судов", - сообщил член Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин. Начальник управления сертификации авиационной техники Росавиации Дмитрий Копысов на Национальном форуме инфраструктуры гражданской авиации рассказал, что с 2022 года в агентство поступало много запросов по РМА-деталям. "Этот инструментарий находится сейчас в проработке, нормативных документов пока нет. Но во многих государствах такой инструмент внедрен. Мы сейчас прорабатываем соответствующие изменения в Федеральные авиационные правила, чтобы осуществлять эту деятельность. Этот подход с одобрением компонентов-аналогов прогнозируется как достаточно массовая история. Организации, как мы ожидаем, будут направлять достаточно большое количество заявок на одобрение. То есть в перспективе появится инструмент, который дополнит возможности по поддержанию летной годности", - отметил он. При этом Копысов подчеркнул, что речь не идет о кустарном производстве. Требования к изготовителям комплектующих изделий устанавливаются Федеральными авиационными правилами. Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов пояснил, что по большому счету это касается производителей, которые выпускали похожее оборудование для российских самолетов и теперь осваивают варианты для иностранных судов. "Есть компоненты и узлы, которые очень тяжело и даже невозможно скопировать, а есть те, производство которых наладить сравнительно легко. Но для этого нужна система подтверждения соответствия для применения на конкретном типе воздушного судна. По сути, сейчас создается необходимая правовая база для этой практики", - отметил он. |