Санкции ЕС к России и его политика по отказу от российских нефти, газа и угля и переходу на зеленую энергетику спровоцировали энергокризис и обошлись странам Евросоюза в сумму, сравнимую с годовым бюджетом Германии. Еврокомиссия (ЕК) опубликовала отчет об энергетических субсидиях, которые выделяли члены ЕС в 2022—2023 годах. Ситуация высоких цен никуда не исчезла, но необходимо отказываться от поддержки, чтобы сохранить конкурентоспособность, считают в ЕК. «Энергетические субсидии были стабильными до 2021 года, но резко выросли в 2022 году во время энергетического кризиса, а затем умеренно снизились в 2023 году», — говорится в отчете Еврокомиссии об энергетических субсидиях, которые выделяли члены ЕС в 2022—2023 годах. По данным ЕК, общий объем поддержки в ЕС подскочил с 213 млрд евро в 2021 году до 397 млрд евро в 2022 году и снизился на 10% до 354 млрд евро в 2023 году. В эти суммы входят все энергетические субсидии, включая поддержку зеленой энергетики. Те же, что касаются высоких цен на энергоносители, составили в 2022 году 187 млрд евро, а в 2023 году — 145 млрд евро. В ЕК оценивают, что в 2024 году субсидии на борьбу с высокими ценами составили 78 млрд евро. Общая сумма в 410 млрд евро сопоставима с годовым бюджетом Германии, который принят на 2025-й в размере 481 млрд евро. «По всему ЕС было разработано не менее 270 национальных мер для преодоления кризиса цен на энергоносители. Основными прямыми выгодополучателями этих антикризисных мер стали домохозяйства, получившие 121 млрд евро в 2021—2023 годах. За ними следуют промышленность и транспортный сектор (30 млрд евро и 28 млрд евро соответственно). Межсекторальная поддержка всех потребителей энергии за тот же период достигла 125 млрд евро», — подсчитали в Еврокомиссии. Авторы отчета указывают, что непосредственно на субсидии из-за высоких цен на газ, нефть и уголь ушло в течение двух лет 242 млрд евро. С 2021 по 2022 год их уровень вырос более чем вдвое (с 60 млрд евро до 136 млрд евро). «В 2022 году резко возросла поддержка природного газа и топлива, полученного из сырой нефти, достигнув 49 и 58 млрд евро сравнению с 2021 годом. Причинами этого являются различные скидки и налоговые льготы, применяемые к дорожному топливу, а также прямые трансферты и меры поддержки доходов, которые поддерживали как потребителей природного газа, так и дизельного топлива и бензина», — пишут авторы отчета. Очевидно, что субсидии — лишь часть затрат, которые пришлось понести странам ЕС из-за энергокризиса и высоких цен на энергоресурсы. Например, в Германии активно поддерживали компании-закупщики российского газа и строительство терминалов СПГ. В немецкой Uniper заявляли, что ее потери из-за прекращения поставок «Газпрома» составили около 12 млрд евро. Столько пришлось переплатить на рынке за покупки на рынке выпавших объемов. На эту же сумму компания получила финансирование от немецкого правительства. В ЕК отметили, что во время энергокризиса сократились субсидии на зеленую энергетику — с 83 млрд в 2021 году до 68 млрд евро и 61 млрд евро в 2022 и 2023 годах. Это связано с высокими ценами на электроэнергию, что сделало ветряные и солнечные электростанции более конкурентоспособными, пояснили в отчете. Также страны ЕС увеличили выделение средств на энергоэффективность зданий (2,3 млрд евро в 2021 году и 34 млрд евро в 2023 году). Евросоюз пытается организовать энергетический переход и прийти к 2050 году к экономике с нулевыми выбросами, отказавшись от ископаемых видов топлива. Однако субсидии также стали помехой, так как 38% субсидий касается как раз газа, нефти и угля. В Еврокомиссии признали, что цены на энергоносители, включая природный газ, остаются значительно выше, чем раньше, и оказывают негативное влияние как на европейскую промышленную конкурентоспособность, так и на расходы домохозяйств на энергию. Например, котировки газа находятся выше $500 за тысячу кубометров. Это существенно ниже рекордных цен в $3,5 тыс. в августе 2022 года, но почти в три раза выше средней стоимости топлива в докризисную пятилетку. Тем не менее в Брюсселе считают, что пора отказаться от субсидий, так как они ложатся тяжким бременем на экономики европейских стран и негативно влияют на инвестиции в зеленую энергетику. «Постепенная отмена субсидий высвободила бы важные государственные ресурсы, которые могли бы быть использованы для укрепления энергетической безопасности Европы и сокращения государственного дефицита, и увеличила бы темпы перехода к чистой энергии. Однако, учитывая национальные планы, более половины (43% или 48 млрд евро) субсидий на ископаемое топливо планируется прекратить до 2025 года, еще 9% (10 млрд евро) должны закончиться в 2026—2030 годах, в то время как оставшиеся 48% (53 млрд евро) либо не имеют даты окончания, либо она установлена позже 2030 года», — добавили в ЕК. Еврокомиссия поручила еврокомиссарам по климату и энергетике Вопке Хукстра и Дану Йоргенсену разработать дорожную карту для «дальнейшего сокращения и поэтапного отказа от использования субсидий на ископаемое топливо, в том числе в контексте следующей многолетней финансовой программы». В Еврокомиссии параллельно отметили, что страны ЕС выделили сотни миллиардов долларов на субсидии, однако это не привело к росту потребления. Наоборот. По данным Еврокомиссии, с августа 2022 года по май 2024 года ЕС добился сокращения потребления газа на 18%, что привело к экономии около 138 млрд кубометров газа. В Брюсселе относят такой результат к усилиям ЕС, стран Евросоюза, предприятий и компаний. Энергокризис начался в Европе еще во второй половине 2021 года. Тогда начали сокращаться поставки «Газпрома», а производство электроэнергии на ветряных и солнечных электростанциях показало крайнюю нестабильность из-за погодных условий. В следующие же несколько лет, после начала СВО на Украине, из-за санкций и контрсанкций полностью прекратились из России поставки угля, значительно снизился импорт нефти, который разрешили только пользователям нефтепровода «Дружба», а закупки российского трубопроводного газа упали в пять раз. Страны ЕС компенсировали объемы альтернативными поставками, однако, к примеру, импорт СПГ покрыл лишь часть прежних закупок российского газа. Более того, с 1 января 2025 года остановился транзит российского газа через Украину из-за нежелания Киева продлевать соглашение и теперь трубопроводные поставки из России идут только через «Турецкий поток». С этим во многом и связаны высокие цены на газ и сокращение потребления. В ЕС рассчитывают, что в 2027 году смогут полностью отказаться от энергоресурсов из России, однако пока страны ЕС избегают ограничений на импорт газа из России. В прошлом году его доля в общих закупках Евросоюза топлива заграницей достигла 19−20%. В новый 16-й пакет санкций, которые анонсировали в Брюсселе, так и не вошел запрет на закупки российского СПГ. При том что в Европе обсуждают возможный возврат к импорту газа из России, пишет The Financial Times. Издание отмечает, что сторонники такой идеи рассматривают возобновление поставок как способ снижения цен на газ и поощрения России к переговорам по Украине. «Заявленная цель ЕС — избавить энергетическую систему блока от всего российского ископаемого топлива к 2027 году. Но тяжелое положение тяжелой промышленности ЕС увеличило потребность в более дешевой энергии, при этом стоимость газа в Европе в три-четыре раза выше, чем в США», — пишет The Financial Times. Идею поддержали некоторые немецкие и венгерские официальные лица, заметили в издании, однако она вызвала негативную реакцию среди ближайших союзников Украины в ЕС, многим из которых пришлось потрудиться последние три года, чтобы сократить импорт российских энергоносителей. |