Выглядит этот дрон с камерой слежения довольно странно. Но это связанное в один пучок из нескольких компонентов необычное приспособление может тихо разместиться неподалеку от дороги и тайно в течение нескольких недель передавать видеоизображения всех проезжающих мимо машин. Этот дрон, собранный из дешевых, имеющихся в открытой продаже деталей, является эффективным и незаметным шпионом, о каких американские военные могли только мечтать.
Предыстория наземных датчиков: операция Igloo White Автономные необслуживаемые наземные датчики (UGS) появились в 1960-е годы, когда Соединенные Штаты пытались остановить передвижения по тропе Хо Ши Мина, как вьетконговцы называли свой важнейший путь снабжения. В то время уже существовали сейсмические, магнитные и акустические датчики, способные обнаруживать передвижение машин на небольшом расстоянии. Но видеоустройств тогда не было, потому что не было соответствующих технологий. В рамках операции Igloo White с истребителей F-4 Phantom, вертолетов CH-3 и других летательных аппаратов были сброшены тысячи датчиков, каждый размером с заборный столбик.
Эти датчики либо свисали с деревьев, либо стояли на земле в зависимости от типа. После сброса около 20% выходило из строя, но остальные начинали работать и снимали, пока хватало заряда аккумуляторов, то есть несколько недель. Датчики поддерживали связь с кружившими над ними самолетами, оснащенными специальным оборудованием. Когда мимо них проезжала машина, они передавали соответствующий сигнал.
Самолет пересылал полученную информацию в центр обработки данных в Таиланде площадью 2000 квадратных метров, где находились самые современные компьютеры IBM 360/Model 65, какими пользовались специалисты НАСА. Аналитики точно определяли местонахождение, скорость и направление движения машин, а потом вызывали авиацию для нанесения ударов по ним.
Ударные самолеты прилетали через три – пять минут после получения приказа. Летчик цель не видел. Он просто пролетал над районом цели, а бортовой компьютер автоматически сбрасывал бомбы в расчетной точке, вычислив, где в этот момент будет находиться цель, движущаяся с известной скоростью.
"Главный недостаток всех наземных датчиков — это то, что ни один из них не видит цель и не может передать ударному самолету точные данные о ее местонахождении в момент сброса бомб, — отмечалось в одном докладе. — Чтобы преодолеть этот недостаток, в указанных координатах приходится сбрасывать большое количество бомб".
Операция Igloo White обходилась в миллиард долларов ежегодно. Ее представили как триумф высокотехнологичной войны. На самом деле, ее реальная эффективность была ограниченной. Эта программа утратила доверие, когда ВВС доложили, что уничтожили больше грузовиков, чем было у северных вьетнамцев, а вьетконговцы продолжали получать припасы и боевую технику, включая артиллерию и танки.
Даже при том колоссальном обеспечении, которое осуществлялось в рамках операции, имевшиеся в распоряжении американских военных датчики просто не могли предоставить нужную информацию. Современные военные приборы обнаружения намного сложнее, а теперь и коммерческий мир догоняет, если не обгоняет их.
Революция камер-ловушек Современные фотоловушки начали появляться в 1980-х годах с изобретением датчиков движения, которые могли приводить в действие затвор камеры. Это были пленочные фотоаппараты, но они дали охотникам и ученым возможность точно увидеть, какие животные идут по тропе и когда. Вскоре появилась инфракрасная версия для ночного фотографирования. Возникла беспрецедентная возможность увидеть, какие дикие животные обитают в данном районе.
Цифровые камеры преобразили фототехнику наблюдения. Они позволяли сохранять тысячи фотографий и видеоизображений. Вскоре их оснастили беспроводным интернетом, а к 2007 году камеры-ловушки уже могли передавать данные по сетям сотовой связи. Затраты резко упали. Теперь за 200 долларов можно приобрести камеру, которая будет днем и ночью снимать фото и видео, а затем отправлять их вам напрямую. Это великолепные устройства, позволяющие выяснить, какая живность бродит возле вашего заднего двора.
Сейчас дешевый дрон с камерой позволяет заглянуть за вершину холма или за угол, превращаясь в очень полезный военный инструмент. Но то же самое может делать и камера-ловушка, работающая в сети сотовой связи.
Мобильные модемы и раньше использовались в российских беспилотниках, прежде всего в тех, где применяются украинские SIM-карты. Скорее всего, их используют для отправки данных о местонахождении операторам, чтобы они знали, какие дроны преодолели оборону, и какие подходы защищены. В некоторых случаях они могут передавать визуальную информацию о целях.
Сергей "Флэш" отмечает, что у дрона с фотоловушкой антенна не была подключена, так что он мог и не работать. Он также говорит, что его озадачила конструкция из бамбука. Может быть, она должна была застрять в ветках деревьев, чтобы камера могла снимать сверху вниз. А может, бамбук играет роль подставки, чтобы камера возвышалась над травой и прочей растительностью. Когда устанавливают фотоловушки, их часто прикрепляют к стволам деревьев или к заборам, чтобы они находились на возвышении.
В 1960-х годах датчикам был нужен самолет-ретранслятор и вычислительный центр. Доставляемые дронами камеры-ловушки используют имеющуюся телефонную инфраструктуру. Все телефонные сигналы в зоне боевых действий можно глушить. Телефон — это жизненно важное устройство для войск с обеих сторон, но использовать его порой нецелесообразно. Применяемые воюющими сторонами в дронах и в других системах новые технологии, такие как спутниковая связь Starlink, становятся все более доступными по цене, и вполне могут заменить сотовую связь в случае ее отсутствия.
Камера-ловушка не передает приблизительные данные, как датчики Igloo White. Она передает картинку, чтобы можно было точно идентифицировать цель и определить ее местоположение. Игровые камеры часто используют для слежения за транспортными потоками, а поэтому не модифицированная камера тоже наверняка будет эффективна. Она обычно действует на расстоянии до 20 метров, но есть и некоторые модели большей дальности, снимающие на расстоянии до 60 метров. Объектив у них обычно широкоугольный, поэтому на таком расстоянии они могут уловить множество деталей. Беспилотные системы доставки позволяют оператору находить тропу, дорогу и размещать датчик соответствующим образом. Если камеру правильно разместить, она легко сможет отслеживать все передвижения.
Батареек дрону хватает всего на несколько часов, даже когда они не используются. А камера-ловушка может работать неделями. У некоторых имеются солнечные элементы, что позволяет им работать бесконечно долго. У показанной на фото модели таких элементов нет, но даже если дрон будет всего один день передавать информацию о перемещениях противника, это более чем окупит расходы на эксплуатацию, которые и без того невелики.
Фотоловушки отправляются воевать Камеры-ловушки можно использовать как датчики из Igloo White для вызова FPV-дронов с целью нанесения ударов по автомашинам снабжения. Их также можно размещать для отслеживания результатов применения сбрасываемых с дронов мин. Так обездвиженную технику можно уничтожать, а минные поля пополнять новыми минами. Такие камеры могут отслеживать характер действий противника на занимаемых позициях, фиксируя количество прибывших и убывших солдат и время смены войск.
А еще их можно использовать в обороне, выставляя впереди позиций с целью обнаружения приближающегося и готовящегося к атаке противника.
Такие камеры слежения легко можно обнаружить и снять, хотя при использовании мин-ловушек сделать это будет трудно. Но их можно легко и быстро заменить.
Как и другие разработки — доставляемые беспилотниками противопехотные шипы, используемые в качестве огнеметов "дроны-драконы", которые поджигают лесопосадки термитной смесью — дроны с камерами наблюдения наглядно показывают, что обеспечиваемая беспилотниками воздушная мобильность в сочетании с другими технологиями дает впечатляющие результаты.
Если Украина еще не использует аналогичные или более современные системы такого типа, то она будет применять их уже очень скоро.
Дэвид Хэмблинг (David Hambling).