Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль чуть позднее заявил, что транзит по "Дружбе" останавливать не собираются, но здесь уже возникает конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти в стране. И неизвестно, кто в результате окажется победителем.
После эмбарго ЕС на импорт нефти морем из России в декабре 2022 года, поставки продолжались только по "Дружбе". По северной ветке трубопровода - в Германию и Польшу, которые добровольно от них отказались в 2023 году, и по южной - на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Венгрии, Словакии и Чехии, куда наша нефть поступает и сейчас. Объемы поставок в 2024 году неизвестны, статистика закрыта, ранее в 2023 году по южной ветке "Дружбы" прокачивалось около 12 млн тонн в месяц.
Впрочем, по оценке главы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константина Симонова, в 2024 году поставки выросли, за три квартала они составили 16 млн тонн, а по итогам года можно ожидать 21-22 млн тонн.
Причем, как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, трубопроводные поставки нефти в Европу - высокомаржинальные, то есть боле всего выгодны как российским компаниям, так и их получателям.
По словам Симонова, для нас потеря рынка такого объема достаточно чувствительна. Причем речь идет опять же о нефти Urals, которую традиционно поставляли на запад. Это почти 10% от нашего экспорта с минимальными издержками на транспортировку. Но чувствительна она не только для российских компаний. Не случайно давний недруг российских компаний польская Orlen, которая владеет НПЗ в Чехии, прилагает все усилия, чтобы сохранить поставки российской нефти по этому маршруту.
Симонов поясняет, что теоретически подсоединенный к "Дружбе" НПЗ могут получать нефть по другому трубопроводу с побережья Хорватии, куда будет приходить не российская нефть. Но беда в том, что такой трубопровод есть, а экономики в этих поставках нет. Маржинальность работы НПЗ падает и заметно.
Для инициаторов запрета транзита российской нефти через Украину главная проблема в том, что контракт на прокачку заключен до 2029 года. Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов, санкции оказались превыше любых долгосрочных контрактов. В этом плане Киев, грозя перекрыть и южную ветку "Дружбы", лишь следует примеру западных стран. Понятно, что осуществить эту угрозу он сможет лишь после сигнала из Вашингтона и Брюсселя. Судя по последним заявлениям, такого сигнала пока нет, налицо лишь подготовка к такому решению. Если же "отмашка" с Запада будет получена, то ни о каких штрафных санкциях со стороны ЕС речи быть не может.
По оценке эксперта, Словакия и Венгрия сохраняют высокую зависимость от российского сырья. В Словакии оно обеспечивает 35-40% загрузки единственного в стране НПЗ, а в Венгрии доля российской нефти на рынке достигает 70%. Что касается Чехии, то она заявляла о намерении в любом случае начиная с 2025 года отказаться от российской нефти за счет расширения трубопровода TAL (Италия - Германия) и подключенного к нему чешского трубопровода IKL. В целом же доля поставок по южной ветке "Дружбы" в общем объеме нефтяного импорта Европы невелика. Для сравнения, в 2023 году страны Европы импортировали 436,6 млн тонн сырой нефти. То есть доля упомянутой ветки составляет примерно 3%.
Можно было бы в этой истории найти политическую подоплеку со стороны России, но по мнению Симонова, ее нет. Он подчеркивает, что Россия никогда не использовала энергетику, как способ политического давления на другие страны, хотя именно в этом нас постоянно обвиняют. Мы не мы отключали их от газа, не отключаем сейчас от нефти. Все это Запад делает сам, но обвиняет нас. Поэтому, если решение об остановке транзита будет принято, никто не будет требовать от Украины компенсации за упущенную прибыль и тем более настаивать на выплате штрафов в пользу России. Симонов отмечает, что одно из важнейших последствий сегодняшней санкционной войны для энергетических рынков, - то, что правила рынка, которыми так гордились и которые так защищали страны Запада, оказались отменены ими самими. Хотя, вполне возможно, что после окончания СВО международных судебных разбирательств за разрыв и невыполнение контрактных обязательств будет очень много, уточняет эксперт.
При этом, с точки зрения Родионова, даже если решение об остановке транзита российской нефти будет принято Киевом, оно не вступит в силу в ближайшее время, поскольку его невозможно будет реализовать без конфликта с ЕС. А у европейских санкций, как правило, есть достаточно серьезный лаг между их утверждением и началом действия. Эксперт напоминает, что решение об эмбарго на импорт российской нефти было принято ЕС в июне 2022 года, а вступило в силу только в декабре, то есть через полгода.