Экономика Германии приходит в упадок и потянет за собой всю Европу. Стране нужны радикальные реформы, однако немецкие политики пока не готовы к этому. «Германия подходит к точке невозврата. Лидеры бизнеса знают это, жители страны чувствуют, но политики до сих пор не могут дать ответы. Это отправило крупнейшую экономику Европы на путь упадка, что грозит необратимыми последствиями», — пишет Bloomberg. Экономика Германии стагнирует пять лет и стала на 5% меньше по сравнению с той, какой могла бы быть, если бы сохранилась допандемийная тенденция роста, заметили в агентстве. Экономика страны получила такие структурные удары, как потеря более дешевых российских энергоносителей и автогигантов Volkswagen и Mercedes-Benz Group. Снижение немецкой конкурентоспособности привело к тому, что домохозяйства недополучают ежегодно 2500 евро. «Германия не рушится в одночасье. Это делает сценарий настолько ужасающим. Это очень медленное, очень затяжное снижение. Не компании, не города, а всей страны, и Европу тянет вниз вместе с Германией», — считает основатель и главный исполнительный директор консалтинговой компании Future Today Institute Эми Уэбб. «Германия теряет большую часть своего энергоемкого производства, а экспорт падает, поскольку из-за нестабильности компании сдерживают внутренние инвестиции. По мере того, как уровень жизни ухудшается, избиратели ищут виноватого, а социальная напряженность отпугивает иностранные таланты, в которых страна отчаянно нуждается. Токсичный коктейль из осторожности и негодования затем распространится по всей Европе», — полагают в Bloomberg. Европа нуждается в Германии, однако годы неправильных решений и неудач разрушили немецкую экономическую модель. Страна столкнулась с самым большим кризисом с момента объединения. В правительственной коалиции произошел раскол и скоро в стране пройдут новые выборы. В этой ситуации возникает вопрос, насколько радикально готовы действовать местные политики. «В то время как экономисты и бизнес-лидеры требуют сокращения бюрократических проволочек, модернизации инфраструктуры и ускорения усилий по цифровизации, политические разногласия угрожают удержать Германию на пути, который сосредоточен на защите статус-кво, а не на повороте в сторону будущего. Эта тенденция появилась еще до Шольца», — продолжает Bloomberg. Член правительственной группы независимых экономических советников и профессор Технического университета Нюрнберга Вероника Гримм призвала к осуществлению программы реформ в том же объеме и масштабе, что и план «Повестка дня 2010» при канцлере Герхарде Шредере в начале 2000-х годов. Чтобы возродить конкурентоспособность, Германии в конечном итоге нужно тратить больше: увеличить ежегодные инвестиции в инфраструктуру и другие общественные проекты примерно на треть — до 160 млрд евро, подсчитали Bloomberg Economics. Быстрая деиндустриализация Германии требует глубокого переосмысления того, что на самом деле означает «немецкая экономика», сказал агентству старший макростратег Rabobank Стефан Купман. С одной стороны, Германия продолжает оставаться домом для почти половины скрытых мировых чемпионов — небольших компаний, которые до сих пор являются мировыми лидерами в своих областях. С другой, немецкие промышленные и автомобильные гиганты уходят из страны. «Экономисты Bantleon прогнозируют, что некогда хваленая автомобильная промышленность страны потеряет долю рынка и ускорит перенос производства за рубеж. В результате в течение следующих 10 лет сектор потеряет до 40% своей добавленной стоимости в Германии», — пишет Bloomberg. Один из ярких признаков — Volkswagen столкнулся с забастовками из-за планов по закрытию заводов в Германии и сокращениями у поставщиков, включая Schaeffler, Robert Bosch и Continental. «В целом, немецкие фирмы из списка Fortune 500 Europe объявили о сокращении более чем 60 тыс. сотрудников в этом году», — добавили в агентстве. Еще один пример — крупнейший производитель стали в Германии Thyssenkrupp. Основатель промышленности страны планирует сократить штат на сталелитейных заводах на 40%. «Стабильность экономической системы Германии, какой мы ее знаем на протяжении десятилетий, рушится. Нет никаких сомнений в необходимости действовать сейчас», — заявил главный исполнительный директор Thyssenkrupp Мигель Лопес. |