Первый канал российского телевидения представил трейлер фильма «Властелины неба», посвящённого 85-летию Опытно-конструкторского бюро им. Павла Сухого. Сам фильм выйдет в эфир 15 декабря в 17 часов, он примечателен тем, что впервые будет продемонстрирован истребитель пятого поколения Су-57 оснащённый двигателем второго этапа «изделие 30» или АЛ-51Ф1 с плоским соплом и отклоняемым вектором тяги. В трейлере фильма показаны несколько кадров опытного самолёта Т-50-2 с давно ожидаемой силовой установкой, а также Су-57М с двумя двигателями АЛ-51Ф1. Эта силовая установка является завершающим звеном, которое делает истребитель Су-57 самолётом полностью соответствующим требованиям, предъявляемым в России к машинам пятого поколения. К таким требованиям относят многофункциональность, малозаметность, сверхманёвренность, интеллектуальность и всеракурсную осведомлённость лётчика о внешней обстановке, большая боевая нагрузка с высокоточными дальнобойными ракетами, крейсерский сверхзвуковой полёт в бесфорсажном режиме. Выполнение последнего критерия и обеспечивает двигатель второго этапа. Поэтому публичная демонстрация на Первом канале Су-57 с двигателями АЛ-51Ф1 говорит о том, что силовая установка готова, прошла испытания и может устанавливаться в качестве штатной. В декабре 2023 года высокопоставленные источники, близкие к ВКС России, сообщали ТАСС о планах оснащения с 2024 года всех Су-57, выпускаемых Комсомольским-на-Амуре авиазаводом, двигателями АЛ-51Ф1. Однако на истребителях, которые ОАК уже передала в войска в уходящем году, были установлены двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Разработка двигателя второго этапа («изделие 30») для Су-57 ведётся в ОКБ имени Архипа Люльки. Первый запуск стендового образца состоялся 11 ноября 2016 года. Лётные испытания начались на опытном самолёте с бортовым номером «052» (Т-50-2) в декабре 2017 года. Вместо штатного левого двигателя на машине был установлен первый опытный образец «изделия 30» тогда ещё с круглым соплом. Впервые новый двигатель был представлен под обозначением АЛ-51Ф1 в июле 2023 года на научно-технической конференции по перспективам развития двигателестроения в Самарском техническом университете. В презентации «ОДК-Кузнецов» на одном из слайдов двигатель второго этапа для Су-57 был обозначен как АЛ-51-Ф1. Двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет номинальную тягу 8800 кгс, 14500 кгс на форсаже и 15000 на чрезвычайном режиме. По оценкам экспертов и аналитиков авиаотрасли, двигатель АЛ-51Ф1 будет развивать номинальную тягу не менее 11000 кгс, на форсаже – 17000 кгс. Учитывая взлётную массу Су-57 свыше 35 тонн, тяговооружённость самолёта составит более единицы – 1,15-1,2 при нормальном взлётном весе. Сейчас этот параметр равен 1,09 при нормальном взлётном весе и 0,97 при взлётном весе с полной загрузкой. Документальный фильм «Властелины неба» будет показан в эфире Первого канала 15 декабря в 17 часов для Москвы, СПб и европейской части России. Жителям Урала, Сибири, Дальнего Востока, Камчатки и Чукотки необходимо уточнить время выхода в соответствии с сеткой вещания Первого канала в каждом регионе. |