Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Беларусь стала десятым членом ШОС
Израиль присвоил крупнейший за 30 лет участок территории Палестины
Власти Нидерландов разрешили экспорт первых истребителей F-16 для Украины
Россия на месяц стала председателем Совбеза ООН
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
02.07.24 15:32 Наука, техника, образование
Объединенная авиастроительная корпорация "Ростеха" сертифицирует новый Ил-114-300. Напомним, эта машина должна стать заменой работяге из советского прошлого Ан-24. Самолет рассчитан на 68 пассажиров. Дальность полета - 1400 км (с максимальным количеством пассажиров) или 5000 км (с максимальным запасом топлива).

Это глубокая модернизация "классического" Ил-114, которому подрезал крылья развал Советского Союза и порушенная кооперация. Новый самолет получил современные авионику и "стеклянную" кабину. Кроме того, разработчики увеличили долю композитных материалов. На Ил-114 установлены и турбовинтовые новые двигатели ТВ7-117СТ-01. Они разработаны еще одной компанией "Ростеха" - Объединенной двигателестроительной корпорацией. Эти силовые установки оборудованы новыми винтами изменяемого шага.

И все же, почему и зачем нужны винты на современном самолете? Это разве "не вчера" в мировой авиации?

Кстати, подобные вопросы про якобы устаревшие винты звучали даже в начале 1980-х годов, когда КБ Ильюшина только выступило с предложением о создании Ил-114 - нового турбовинтового пассажирского самолета для местных авиалиний. Так вот, винты - это "не вчера", а самое что ни на есть "сегодня" и "завтра", говорят самолетостроители.

Реактивный и турбовинтовой двигатели обладают разным принципом действия, объясняют в "Ростехе". Первый приводит крылатую машину в движение с помощью энергии реактивной струи. Отсюда высокая скорость: в среднем для пассажирских авиалайнеров - 850 км/ч.

Турбовинтовой двигатель использует для движения самолета винт. Многие даже не представляют, насколько это высокотехнологичное изделие, для производства которого используют сложные сплавы или композиты. Образно говоря, винт цепляется лопастями за воздух и тянет машину вперед (или толкает, если винт "смотрит" против направления движения). При этом лопасти должны быть легкими и прочными: чтобы выдержать высокие нагрузки и не деформироваться во время полета. Они имеют сложный геометрический профиль и могут менять положение относительно своей оси. На языке спецов - менять шаг. Это позволяет "тянуть" самолет с максимальной эффективностью вперед на разных режимах.

Однако существует так называемый "эффект запирания". Если совсем просто: со скоростью эффективность винта снижается. Поэтому крейсерская скорость у таких самолетов ниже, чем у реактивных, - 400-650 км/ч. Но зато турбовинтовой двигатель намного экономичнее, а это очень важно на коротких региональных маршрутах. Ниже затраты на эксплуатацию самолета - ниже стоимость билетов для пассажиров.

Высокая скорость не всегда нужна и не всегда оправдана финансово. Это факт. Специалисты приводят аргументы: сегодня авиаперевозчики суммарно используют более 50 000 авиамаршрутов по всему миру. Самый длинный беспосадочный - Сингапур - Нью-Йорк. Его протяженность - более 17 000 км. А вот самый короткий составил всего 2,7 км. Это перелет Уэстрей - Папа Уэстрей (Шотландия), который длится не более 2 минут. Понятно, что выводить на подобную короткую коммерческую линию, например, реактивный Airbus или МС-21 избыточно, не говоря уже о дальнемагистральных машинах.

Но ведь у турбовинтовых есть еще одно важное преимущество, подчеркивают спецы. Дело в том, что на невысоких скоростях оптимально использовать прямое крыло - с нулевой стреловидностью. Такое оперение обладает высокими подъемными характеристиками. Поэтому у турбовинтовых самолетов короткая дистанция взлета и посадки. Благодаря этому их можно применять на аэродромах с короткой ВПП и даже с грунтовки. А это и широкая география полетов, и связанность регионов.

Именно поэтому самолеты с турбовинтовыми двигателями широко используются во всем мире. Самые известные - канадский De Havilland Canada Dash 8 и его модификации, а также семейство ATR-70/72. Последние производит компания ATR (принадлежит Airbus Group и Leonardo) и собирает в Тулузе.

ATR особенно популярны в Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, в мае нынешнего года стало известно, что индийская авиакомпания IndiGo ведет переговоры с авиапроизводителями о поставках сразу ста новых региональных самолетов. Фаворит гонки - турбовинтовой ATR-72.

Ил-114-300 - российский "одноклассник" этих импортных машин. В марте 2024 года - в день, когда отмечалось 130 лет со дня рождения основателя "Ила" Сергея Ильюшина, - к испытаниям присоединился второй летный экземпляр. Это позволит ускорить и испытания, и сертификацию.

Полет продолжался 40 минут: проходил на высотах до 900 метров и на скоростях до 230 км/час. Как отметил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров, впереди авиастроителям еще предстоит большой объем сертификационных работ по самолету Ил-114-300. В том числе летных испытаний. Современные региональные самолеты российского производства крайне необходимы для решения задач, которые перед воздушным транспортом поставило руководство страны. Это увеличение мобильности наших граждан, рост интенсивности авиасообщения в России к 2030 году в полтора раза.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Наталия Ячменникова

Кстати

Полетный лист на первый полет Ил-114-300 был подписан на капоте черной "Волги". Это добрая традиция ильюшинцев. А начало ей положил более полувека назад создатель самых больших "Илов" - легендарный генеральный конструктор ОКБ Ильюшина Генрих Новожилов, когда на капоте служебного автомобиля он поставил свою подпись в первом полетном листе транспортника Ил-76. Тот взлет прошел успешно, и такое подписание стало глубоко символичным.

 

Alanv, RU02.07.24 18:04
Кстати, показанные одноклассники - с верхним расположением крыла, а вот ИЛ - с нижним. Интересно, почему?
zelya, RU02.07.24 18:50
имхо.

с нижним больше требований к посадочной полосе, её чистоте?

но вот на ссылка указывают, далее выжимка:

В зависимости от расположения крыла относительно фюзеляжа самолеты можно разделить на три большие группы: высокопланы, среднепланы и низкопланы.

Рассмотрим каждую группу с точки зрения области применения и не будем затрагивать их аэродинамические показатели.

1) Высокопланы

Типичными представителями являются военно-транспортные самолеты, для которых удобство загрузки и выгрузки всевозможных грузов является одним из немаловажных эксплуатационных показателей. Высоко расположенное крыло позволяет опустить фюзеляж ниже, что значительно упрощает этот процесс, да и погрузочной технике ничего не мешает производить какие-то манипуляции с грузом вокруг самолета, т.к. и крыло, и двигатели расположены высоко.

Т.к. двигатели расположены высоко, затрудняется их техническое обслуживание, однако и шанс случайного повреждения силовых установок на взлете или посадке сводится к минимуму.

Шасси высокопланов размещается либо в мотогондолах крыла, что увеличивает их длину, сложность и вес, либо внутри фюзеляжа, однако уменьшение колеи ухудшает устойчивость самолета на взлетно-посадочной полосе.

2. Низкопланы

Типичные представители низкопланов - пассажирские самолеты, требования к которым несколько отличаются от самолетов транспортных. Здесь низкорасположенное крыло дает большое преимущество в плане защищенности, т.к. оно играет роль своеобразной подушки безопасности при аварийной посадке как с выпущенным, так и с убранным шасси.

А если говорить о посадке на воду, то достаточно вспомнить аварийную посадку пассажирского А-320 на реку Гудзон в 2009 году, где низкорасположенное крыло сыграло роль понтона, благодаря чему фюзеляж оставался над водой (а не под ней, как могло бы быть с высокопланом)

Благодаря низкорасположенному относительно фюзеляжа крылу стойки шасси таких самолетов существенно короче и легче, нежели шасси высокопланов. Двигатели (если они располагаются на крыле) легче обслуживать, однако и вероятность попадания туда посторонних предметов при взлете и посадке увеличивается, как и увеличивается шанс задеть крылом ВПП при посадке с сильным боковым ветром.

3. Среднепланы

Это нечто среднее между высокопланами и низкопланами. Такая схема практически не применяется на транспортных и пассажирских самолетах по той причине, что силовая балка, соединяющая плоскости крыла, проходит через самую середину фюзеляжа, что накладывает внушительные ограничения на внутреннее пространство. Однако и многие недостатки предыдущих схем расположения крыла здесь компенсируют друг друга.

Среднепланами являются преимущественно машины лёгкой и боевой авиации. Здесь промежуточное между средним и высоким положение крыла позволяет убирать в него стойки шасси, а вооружение, подвешенное снизу, не рискует быть задетым о ВПП.
zelya, RU02.07.24 18:52
2 @Alanv - Ил114 изначально конструировался как пассажирский, дешево, надежно и практично.

а другие, высокопланы - универсалы, в т.ч. грузовые.
argus98, RU02.07.24 19:52
> Alanv - Ил-14, Ил-18 - низкопланы, которые летали/летают абсолютно везде. У ильюшинцев с ними огромный опыт.
Аббе, RU02.07.24 21:02
Сам по себе технический уровень проектировщиков и технологов, которые смогли сделать работающий двигатель - вот это важно.
Даже и в отрыве от судьбы весьма полезного самолёта.

Масштабировать двигатель "вниз по мощности"? Прямая дорога к всё таки запуску военнотранспортного самолёта в размерности Ил-112.

Даже если первые двигатели окажутся кошмаром, всего только смогут тягать самолёт в воздух на заданную дальность, но ужасными по иным параметрам, они будут прорывом.

Просто потому, что ПД-8 нужны на иные цели. А лепить Ил-212 вокруг ПД-8, просто потому, что иных двигателей нет - это грустно.

Винтовой двигатель,особенно же с винтами регулируемого шага будет цеплять за воздух с оптимальной тягой для любой достпной ему скоростью.

Включая и взлёт-посадку. Как раз то, что крайне важно именно для военной авиации. Короткие дистанции взлёта и посадки для них критически важны.
Что и доказывается усилиями российских ВКС по разрушению ВПП на бандеровских аэродромах.

Опять же.
Мерзавцев в Европе - неограниченное количество. Дураков же в их правительствах намного меньше.
Программа антироссийской истерии, требование готовности к войне, оплата превращения УССР в самоубийц - это системно и это надолго.
Именно поэтому нужно создавать с нуля систему внутренней устойчивости.

Прямо воевать - надеюсь не полезут. Но пакостить будут в размерности Ирана. Десятилетиями.

И здесь свои внутренние источники региональной авиации - окажутся весьма, весьма полезными.

И здесь самое время задуматься про кооперацию с тем же Ираном.
Это для России такой самолёт - региональный. А для Ирана - вполне себе "через весь Иран". А с малой загрузкой пассажирами, так и по всему региону.

Попробовать производить Ил-114-300 в кооперации с Ираном - может оказаться не самой глупой идеей. Людей у них много. Связей по региону много. Пусть делают "себе и всем, кто рискнёт купить".

России упираться на те узлы, где иранцы точно не справятся. От Ирана получать узлы, которые можно отдать им на производство.
Alanv, RU02.07.24 21:10
> zelya
2 @Alanv - Ил114 изначально конструировался как пассажирский, дешево, надежно и практично.
а другие, высокопланы - универсалы, в т.ч. грузовые.
Спасибо за выжимку, я это всё в принципе знаю. Меня заинтересовал ДАННЫЙ КОНКРЕТНЫЙ случай при наличии распространённых конкурентов.
При этом чисто пассажирский АН-24 (на замену которого вроде и идёт 114-й) - высокоплан... Впрочем, я тоже думаю, что 114-й скорее продолжает линейку Ил-14 (который где только не летал).
Кстати, а какие есть РЕАЛЬНЫЕ среднепланы, хоть убей таких не припомню... Действительно, балка крыльев тут как-то сильно не в тему будет.
zelya, RU04.07.24 08:23
2Alanv - а боевая авиация?

Т.е. не транспортники/пассажирские.

там и расстояние до земли бы повыше, и внутренний объем, силовой каркас проходит через центр фюзеляжа, что не критично.

те же реактивные миги29, сушки - у них относительно фюзеляжа проходит по диагонали,

например у су-7, миг-15, 21, 31, ла-250 - центральное расположение крыла.

нашел по категории среднепланы: ссылка

цитата с другой статьи: Из-за указанных недостатков схема среднеплана крайне редко применяется на пассажирских и грузовых самолётах, но популярна на истребителях и штурмовиках.

Я сейчас просто по ссылка отсортировал по году производства и прохожу по ссылкам и там по фото видно.
Alanv, RU04.07.24 10:00
Спасибо, я действительно думал лишь о современных транспортно-пассажирских. А так-то всякое бывает, вплоть до конвертопланов.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!

 Новостивсе статьи rss

» Forbes: «неприемлемые потери для ВСУ» — Россия поражает украинскую авиацию три дня подряд
» РОЭ организовал в Индии производство бронебойных танковых выстрелов "Манго"
» Еврокомиссар: Европа и США становятся эпицентрами мирового кризиса
» «Малыш» осадил Карлсона: у Зеленского «совсем другой график»
» Для строительства Российской орбитальной станции заключены госконтракты на 97 млрд рублей
» ООН: Китай опережает весь мир по числу патентов на генеративный ИИ
» Система РЭБ "Фумигатор" показала высокую эффективность на испытаниях
» Олег Белозеров: Сегодня Байкало-Амурская магистраль переживает второе рождение

 Репортаживсе статьи rss

» Вспомнить о парусниках заставляют две основные причины: экология и мировой энергетический кризис
» Почему в Беларуси 3 июля празднуют День Независимости
» Историк рассказал, как "Смерш" провел против гитлеровцев радиоигру "Явка"
» Нарушить молчание ради будущего поколения
» В России прошли испытания боевого робота «Импульс-М»
» Си Цзиньпин подчеркнул важность усиления политического строительства армии
» «Почте России» выписали грандиозный штраф за нарушение договора с Минцифры
» "АиФ" представляет "Русских конструкторов" в Подмосковье

 Комментариивсе статьи rss

» Олимпиада на баррикадах?
» Дух пяти принципов мирного сосуществования пронизывает всю историю отношений России и КНР
» Разворот на Восток: визит Нарендры Моди в Москву и южно-азиатский вектор
» Кремль создает второй теневой флот — на этот раз газовый. Проблем прибавится
» Лидер Аргентины оказался небезнадежным врагом России
» На развилке: На "Примаковских чтениях" обсудили роль России в мировом контексте
» «Провал внешней политики Пашиняна»: Баку не желает подписывать мирный договор
» «Совет стражей отобрал лучших»: шесть кандидатов поборются за пост президента Ирана

 Аналитикавсе статьи rss

» Исследование: Украинский нацизм грозит захватом культурного пространства Европы
» Монголия-США: парадоксальное военное партнёрство?
» БРИКС скоро предложит миру политическую альтернативу, заявили в Турции
» Всемирный банк резко повысил прогноз по ВВП РФ
» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"