Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Карты в переговорах по Украине находятся на руках у России, заявил Трамп
Лидеры ЕС отклонили инициативу Каллас о военной помощи Киеву
Лавров назвал ядерную риторику Макрона угрозой России
Рубио признал конфликт на Украине прокси-войной США с Россией
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Энергетические страдания Европы выглядят все более бессмысленными
13.12.22 11:45 Торговые войны

Замыслы Евросоюза не оправдались – вынужденный уход российского угля с европейского рынка не смог навредить доходам России. Российские угольщики смогли перенаправить потоки в другие страны и зарабатывать больше, даже несмотря на необходимость предоставлять скидку. Почему европейские страдания оказались бессмысленны?

Россия была вынуждена уйти с европейского угольного рынка в августе, когда ЕС ввел эмбарго. Однако это не обернулось для экспорта проблемами. Наоборот, Россия вышла на рекордные объемы поставок угля в другие страны. Так, в октябре Россия поставила за рубеж почти 16,6 млн тонн. Это лишь немного ниже уровня июня, когда был достигнут рекордный максимум с 2017 года.

Это данные аналитической компании Kpler, которые не включают экспорт российского угля по железной дороге, который тоже вырос. Экспорт дальневосточного угля по ДВЖД по итогам девяти месяцев 2022 года увеличился на 14% – до 18 млн тонн – по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Что же помогло России так легко и безболезненно заместить европейского клиента?

Во-первых, спрос на уголь в мире в целом вырос, потому что уголь – более дешевая альтернатива, чем природный газ, цены на который бьют все возможные рекорды. При этом уголь и газ часто взаимозаменяемые ресурсы, в отличие от нефти.

Во-вторых, на фоне энергетического кризиса Европа «подзабыла» об экологической повестке и смотрит сквозь пальцы на то, как страны ЕС жгут всё больше угля. А Великобритания впервые за 30 лет даже разрешила строительство новой угольной шахты, хотя год назад Лондон стоял во главе инициативы по сокращению использования угля и устраивал настоящие представления в соцсетях с закрытием и сжиганием угольных шахт. Еще в середине 2021 года в Европе начался «угольный ренессанс», когда резко подорожавший газ стали заменять на уголь и мазут. В 2021 году угольная генерация в Европе выросла уже на 18%, а в 2022 году она вырастет еще более чем на треть. Поэтому Европа сейчас никак не может понукать экологической повесткой азиатские страны. В итоге Китай не только стал больше покупать импортного угля, но и серьезно нарастил собственную добычу этого вида топлива.

Третий момент: в сентябре ЕС разъяснил более точное применение угольного эмбарго. Многие операторы опасались, что европейцы не только не смогут покупать российский уголь, но и транспортировать его в другие страны. Но Брюссель не пошел на такой шаг: европейские компании могут поставлять уголь из России в третьи страны. Европейцы ввели такие послабления не ради этих третьих стран. В этом просматривается прямая выгода европейцев. Например, если бы у Китая не было возможности нарастить импорт и собственную добычу угля, то ему нужно было бы больше газа. И тогда бы на рынке не оказалось «излишков» СПГ, ведь они появились в том числе благодаря Китаю, который частично заменил газ углем. Плюс на руку ЕС сыграли, конечно, ковидные ограничения в КНР, которые в целом снизили китайский «аппетит» к энергоресурсам.

Еще одна причина успеха российского экспорта угля заключается в его цене. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, российские угольщики вынуждены давать дисконт в 50–60%, но даже в таких условиях они остаются рентабельными, потому что уголь, как и все энергоресурсы, тоже подорожал.

На прошлой неделе в пятницу уголь на спотовом рынке в австралийском порту стоил более 436 долларов за тонну, что почти в три раза больше, чем в этот же день в прошлом году (индекс OPIS).

При этом в стоимостном выражении экспорт угля из России увеличился в четыре раза, отмечает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

«Уже с июля этого года, то есть до вступления в силу эмбарго, российские компании значительно нарастили экспорт угля в страны Азии и практически полностью заместили выпавшие европейские объемы. Китай увеличил заказы на 42%, Индия – на 60%. В сумме экспорт вырос на 2,8 млн тонн – это почти тот объем, который поставлялся в ЕС. В октябре-ноябре тренд на рост поставок угля в Азию продолжился», – отмечает Артем Деев.

Россия перенаправляет все экспортные потоки угля преимущественно в азиатские страны – в Индию и Китай, а также увеличивает поставки в Турцию и на Ближний Восток, отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «А европейские страны кратно нарастили импорт угля из ЮАР и Колумбии и пытаются нарастить объемы из Австралии. При этом уголь из Колумбии и Австралии хуже российского кузбасского, так как в нем больше содержания серы, он сильнее влияет на экологию», – добавляет Чернов.

На самом деле, Россия могла бы еще больше экспортировать угля в Азию и еще больше на нем зарабатывать. Но есть инфраструктурные и логистические ограничения.

Во-первых, это загруженность железной дороги. России, по сути, нужен второй БАМ и Транссиб, и власти уже работают в этом направлении. Россия начинает расширять эти пути.

Уголь также поставляется через глубоководные российские морские порты. «Здесь тоже не хватает соответствующей инфраструктуры для увеличения поставок: пропускной способности железной дороги, терминалов и перевалочных пунктов», – отмечает Деев. Работы в этом направлении также планируются в ближайшие несколько лет.

По его мнению, текущие покупатели российского угля, которые берут его со скидкой, в дальнейшем снизят заказы. «Но ненамного – уголь из России будет постоянно идти в Азию, однако колебания в выручке и прибыли компаний уже будут определяться мировыми ценами на сырье и размером дисконта на российскую продукцию», – отмечает Артем Деев.

Однако нельзя исключать усложнения ситуации с экспортом нашего угля. «Западные страны продолжают обсуждать и вводить против РФ новые ограничения и запреты, в том числе касающиеся логистики, страхования грузов, фрахта и т. п. На данный момент есть послабления, поэтому экспорт угля нарастили, но санкционное противостояние, скорее всего, еще не завершено», – предупреждает Чернов.  

 

delta13.12.22 12:03
Ах, как вовремя был построен мост через Амур в Еврейской АО!
ale1954779713.12.22 12:10
> delta
Ах, как вовремя был построен мост через Амур в Еврейской АО!
Насколько я знаю, по этому мосту уголь не идет, в основном руда с полиметаллических объектов. Уголь идет в основном в Находку и будет идти в спешно достраивающийся частный терминал в Хабаравском крае.
Мороз13.12.22 19:26
По его мнению, текущие покупатели российского угля, которые берут его со скидкой, в дальнейшем снизят заказы. «Но ненамного – уголь из России будет постоянно идти в Азию, однако колебания в выручке и прибыли компаний уже будут определяться мировыми ценами на сырье и размером дисконта на российскую продукцию», – отмечает Артем Деев.
---------------
1. Не снизят.
2. Скидки не вечны.
3. А сейчас чем определяются? Дисконт не вечен.
4. Дисконты бывают не только на российскую продукцию.
Мороз13.12.22 19:31
В дополнение.
---
Еще одна причина успеха российского экспорта угля заключается в его цене. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, российские угольщики вынуждены давать дисконт в 50–60%, но даже в таких условиях они остаются рентабельными, потому что уголь, как и все энергоресурсы, тоже подорожал.
-------
Мало кто понимает суть дисконта, но много понимающих слово - демпинг. А на сколько рентабельны ЮАР, Австралия, другие производители? Каково транспортное плечо? Потому конкуренты России вынуждены через подконтрольные биржи, рейтинговые агенства, заградительные пошлины, страховки и прочие инструменты спекулятивно завышать цены, чтобы вообще не вылететь с рынка. И только наши либероидные интеллектуалы из высшей школы ПВП (пр..ли все полимеры) вместе с иноагентами продолжаюн ныть про скидки.
Товарищ, будь бдителен!
ale1954779713.12.22 19:47
> Мороз
1. Не снизят.
2. Скидки не вечны.
3. А сейчас чем определяются? Дисконт не вечен.
4. Дисконты бывают не только на российскую продукцию.
Теоретически могут - относительно быстро можно нарастить добычу угля в Австралии, Индонезии и Колумбии. И там запасов и ресурсов очень много, а логистика чуть попроще, чем у нас из Кузбасса. Но на рост добычи нужно время (не менее года) и политические условия (австралию по политическим мотивам вычеркивают из китайских поставок). А с этим все не так просто))
Так что пока конъюнктура нашим угольщикам благоприятствует, но расслабляться нельзя и инфраструктурные логистические коридоры надо достраивать и расширять ударными темпами
argus9813.12.22 21:11
> ale19547797 - ещё есть 5 пункт - качество угля (антрацит).
У Австралии, Индонезии и Колумбии с антрацитом всё не так хорошо
ale1954779713.12.22 21:37
> argus98
> ale19547797 - ещё есть 5 пункт - качество угля (антрацит).
У Австралии, Индонезии и Колумбии с антрацитом всё не так хорошо
В Австралии хорошо, там много качественных углей. И логистика одна из лучших - угольные пласты выходят чуть ли не на побережье, только успевай грузить на корабли)) Но политика вмешивается.
Основная проблема, повторюсь, во времени. Из-за ковида и резкого падения спроса производство угля в Мире сократилось, а последний год наоборот - все стали создавать себе запасы "на всякий случай", как Китай или Индонезия. А нарастить производство очень быстро нельзя - это не компьютерная игрушка))
Аббе14.12.22 04:42
Кричитески важно успеть построить новые ЖД линии.
Якутия - Магадан,или же Тугурский залив.
Магадан - готовый город и порт.
Тугурский залив южнее, там, теоретически, может быть теплее и меньше льда. Впрочем - теория хороша, когда проверена практикой.
Опять же, сугубо теоретически, в Тугурском заливе хорошее место для приливной ГЭС. Формально до 9-10 гигаватт, но в Пененжинской губе вроде как 90 гигаватт, но усредненная за год равна всего то 22 гигаватта.
То есть, даже и построенная Тугурская ГЭС может оказаться пульсируюшим источником на усреднённую можность в 2-2,2 гигаватта.

Вопрос времени и достаточности ресурсов на стройку.
Вторые пути БАМ, может и ТРЕТЬИ пути для переключения на встречные направления. Сегодня на Восток, завтра - на Запад.
Или же посезонно. Куда больше грузов - туда и переключать третью нитку.

В целом же, нужно примеряться к росту цен на энергоносители. Включая сюда и цену в киловатт*часах на перевозку этих энергоносителей.
То есть - нужно примеряться к применению этих углей, нефти, газа внутри самой же России с переработкой на что то энергоёмкое.
На то, что будет легче везти иным странам. Так, что бы результат применения 10 тонн угля оказался востребованным продуктом, но массой уже не 10 тонн, а (условно и грубо) 1 тонна.
Или хоть бы и 100 тонн, но с ценником сильно больше, чем исходный уголь.
ale1954779714.12.22 09:29
> Аббе
Кричитески важно успеть построить новые ЖД линии.
Якутия - Магадан,или же Тугурский залив.
Магадан - готовый город и порт.
Что по этой ветке возить? Готовящиеся к разработке медно-порфировые объекты Магадана или золото вывозится и сейчас без проблем - там логистическое плечо до порта небольшое. Вот сам порт надо расширять, это да.
А Якутск-Магадан сначала надо нормальную автодорогу дотянуть, там есть где поработать.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля

 Новостивсе статьи rss

» ЕС может помочь Украине в обеспечении спутниковой связи, заявили в ЕК
» Daily Mail: ВВС Британии испытывают дефицит пилотов из-за дискриминации белых мужчин
» Турчин стал премьер-министром Белоруссии
» Британия готовит Украину к переговорам с США, пишут СМИ
» На борту танкера после ЧП у берегов Британии прогремели взрывы
» США официально закрывают 83 процента программ USAID
» Foxconn разработала собственную ИИ-модель
» Алавиты в Сирии попросили Израиль спасти их от преследований

 Репортаживсе статьи rss

» Возвращение Алибабы и её главного «разбойника»
» "Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
» Историк рассказал о роли США в индустриализации СССР
» 60 лет назад американцы начали массированные бомбардировки Вьетнама
» Najwyzszy CZAS: в Польше активизировались банды из Грузии и Украины
» Сергей Катырин: цифровые деньги в БРИКС и регуляторная гильотина
» Джеффри Сакс: Европе пора вести собственную политику
» Лондон перестает быть золотой столицей мира

 Комментариивсе статьи rss

» Партия Маска против Партии Шваба: в чём суть сверхконфликта?
» Удар под дых: такой подлости и коварства Европа от Москвы не ожидала
» Не ждали: Guardian выдала реакцию Европы на заморозку США военной помощи Киеву
» Поляки хотят выставить Украине счет
» Деградация, депрофессионализация, депопуляция: выстоит ли Украина?
» Дипломатия на коленке: Чего добился французский президент Макрон на встрече с Трампом
» Advance: Макрон и Стармер сделают последнюю попытку втянуть США в конфликт
» Объединённые Арабские Эмираты — против Соединённых Штатов

 Аналитикавсе статьи rss

» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
» «Абрамсы» сдерживания: на восточном фланге НАТО зарождается «танковая сверхдержава»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"