Стремление России наполнить государственную казну, чтобы создать буфер в размере 200 миллиардов долларов на случай таких угроз, как новые санкции США, по мнению аналитиков, является разумным, но будет достигаться за счет экономического роста.
В условиях высоких цен на нефть, Россия постоянно перекачивала доходы от основной статьи своего экспорта в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Она также повысила налоги на нефтяную промышленность и увеличила НДС, а также резко повысила пенсионный возраст, что привело к падению популярности президента Владимира Путина.
По оценкам министерства финансов, эти и другие изменения позволят увеличить размер ФНБ почти в четыре раза – до 14,2 триллиона рублей или 12 процентов от ВВП в 2021 году. Это близко к 16,9 процента ВВП, которые правительство планирует потратить в этом году.
В соответствии с "бюджетным правилом", любой доход от продажи нефти по цене выше 40 долларов за баррель подлежит перечислению в ФНБ, который является частью золотовалютных резервов России.
По мнению аналитиков, такая стратегия сбережений, которая была изложена в бюджетом плане на 2019-2021 годы, является крайне осторожной и осмотрительной в фискальном отношении.
Но они также предупреждают, что она ставит в приоритет стабильность над развитием, в результате чего Россия не достигнет поставленной Путиным цели – войти в пятерку ведущих экономик мира к 2024 году. Это также говорит о том, что Кремль обеспокоен возможным введением новых санкций.
"Это хорошо с точки зрения бюджета и финансовой стабильности, но плохо с точки зрения экономического развития", – говорит главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров.
"Наши резервы будут быстро расти, но в то же время будет меньше денег, которые можно использовать для обновления экономики", – добавляет он.
Правительство заявило, что планирует занимать деньги для финансирования проектов развития, а не брать их из ФНБ, давая понять, что деньги на инвестиции не будут легкими.
"Это действительно жесткая бюджетная политика, – отмечает Александра Суслина, экономист российского аналитического центра “Экономическая экспертная группа”. – Нет никаких поблажек, нет ощущения, что светлое будущее ждет нас, кроме как в макроэкономическом прогнозе".
Российские власти открыто заявляют о своем желании копить наличные деньги на случай, если экономика столкнется с внешним шоком, таким как новые санкции или новый глобальный финансовый кризис.
В ближайшее время США должны решить, будет ли вторая волна санкций в связи с отравлением бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочери в Великобритании. Россия отрицает свою причастность к этому преступлению.
Кроме того, американские законодатели выступили с инициативой, получившей название "законопроект из ада", предполагающей наказание Москвы за ее предполагаемое вмешательство в американскую политику и за ее действия в Сирии и Украине.
"Впервые за много лет мы планируем профицит государственного бюджета в размере около 2 триллионов рублей (в 2019 году)", – заявил в прошлом месяце глава бюджетного комитета Государственной Думы Андрей Макаров.
Это позволит России отложить достаточно денег, чтобы защитить ее экономику "от любых колебаний, вызванных ситуацией на нефтяных рынках, или от любых последствий от санкций", которые могут быть введены против Москвы, говорит Макаров.
"Все социальные обязательства правительства будут выполнены, и исполнение бюджета не будет зависеть от внешних факторов", – добавляет он.
Стратегия направлена на то, чтобы избежать повторения ситуации 2014 года, когда российская аннексия украинского Крыма побудила Запад ввести санкции против Москвы, в результате чего рубль обвалился.
Центральный банк потратил треть своих резервов, пытаясь смягчить последствия, и экономика находилась в упадке, прежде чем в прошлом году рост возобновился. По мнению одного высокопоставленного западного дипломата, это свидетельствует о том, что санкции были откалиброваны неправильно.