Влияние изменений ставок Федеральной резервной системы США (ФРС) на российский кредитный рынок исчезло, заявил директор департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов.
"Влияние изменения ставок ФРС на российский кредитный рынок исчезло. Можно ожидать, что такая потеря взаимосвязи - изменение ставок ФРС и Банка России - продлится до тех пор, пока процесс нормализации политики ФРС, ЕЦБ и Банка России не завершится, - отметил Морозов. - В перспективе нескольких лет, по идее, можно ожидать отсутствие значимых связей между действиями ФРС и действиями Банка России".
Ожидаемое повышение ставки ФРС и ужесточение денежно-кредитной политики ЕЦБ могут вызвать отток капитала с развивающихся рынков (EM), прогнозирует ЦБ.
Возможны существенные корректировки на рынках по мере нормализации денежно-кредитной политики ведущими центральными банками.
ФРС США по итогам заседания в сентябре 2017 г. объявила о начале сокращения баланса, и, по оценке Морозова, ожидается повышение ставки ФРС с 1-1,25% до 2,75-3%. В то же время ЦБ планирует снижение ключевой ставки с текущего уровня 8,25%. Но "движение от 8,25% к 6,5% не должно вызывать серьезных пертурбаций на финансовых рынках", считает Морозов.
ЕЦБ на заседании в октябре 2017 г. объявил планы сворачивания программы выкупа активов (QE). Ежемесячный объем выкупа облигаций будет сокращен с 60 млрд до 30 млрд евро начиная с января 2018 г. Банк Англии по итогам заседания в ноябре 2017 г. объявил о первом за 10 лет повышении ключевой ставки (на 0,25 п. п. до 0,5%) на фоне повышенных инфляционных рисков.
Выросла волатильность на EM-рынках.
Но Банк России накопил опыт борьбы с волатильностью на рынке в 2013-2015 гг. и уверен в стабильности российских финансового и банковского рынков. Кроме того, резервы быстро восстанавливаются до докризисного уровня, а в январе-октябре 2017 г., по предварительной оценке Банка России, положительное сальдо текущего счета составило $28,9 млрд (в 1,9 раза выше, чем за аналогичный период 2016 г.).
"У нас уже накопленный перед шоком процентный дифференциал настолько значительный, что он позволяет минимизировать - или сократить по крайней мере - влияние мировых финансовых рынков на российский финансовый рынок", - заявил Морозов. |