"С конца прошлого века Китай стал неоспоримым источником помощи иностранным государствам, спонсируя все - от зданий оперы в Алжире до табачных ферм в Зимбабве", - пишет автор внешнеполитического блога The Washington Post Адам Тейлор.
"Однако попытайтесь найти всеобъемлющие данные об этих проектах, и вам, скорее всего, это не удастся. Китай относится к помощи иностранным государствам как к государственной тайне, отказываясь сотрудничать с международными организациями, которые пытаются координировать и вести учет иностранных фондов развития. Отчасти в связи с этой нехваткой информации в глазах западных критиков Китай приобрел репутацию "непредсказуемого спонсора" - осыпающего деньгами нелиберальные режимы, чтобы выкачивать из них сырье для собственного экономического развития", - говорится в статье.
"Амбициозный новый проект, результаты которого опубликованы на этой неделе, оспаривает эти представления, предлагая первый в мире глобальный массив данных о расходах Китая на развитие зарубежных стран в 2000-2014 годах", - пишет Тейлор.
Исследование лаборатории AidData из Университета Вильгельма и Марии (США) дает представление о растущем финансовом гиганте, бросающем вызов даже крупнейшим странам-донорам. Так, в указанный период Китай выделил финансовую помощь в размере 354,4 млрд долларов, что не сильно уступает 394,6 млрд, выделенным США. В некоторых странах два государства выглядели как конкуренты, причем Китай иногда превосходил США, становясь главным спонсором, сообщает издание.
"Китай хорошо известен как спонсор ряда государств с недобросовестным управлением, таких как Венесуэла, Ангола, Иран и Пакистан, - говорит Дэвид Доллар, бывший экономический представитель Минфина США в Китае. - [Тем не менее], это уравновешивается значительным объемом займов странам с достаточно хорошим государственным управлением - это Бразилия, Индия, Индонезия, государствам Восточной Африки. Выдача займов Китаем, как представляется, не определяется государственным управлением".
"Массив данных позволяет предположить, что оказание Китаем помощи в основном мотивируется двумя интересами: уровнем потребности в ней принимающего государства и более широкими внешнеполитическими целями Китая. Исследователи AidData обнаружили, что африканские страны, голосующие вместе с Китаем в ООН, получают в среднем 86% помощи из Пекина", - передает автор статьи.
Интересы Китая при этом могут иметь "политический, коммерческий или даже репутационный характер", считает Юн Сун, эксперт Центра Стимсона в Вашингтоне.
Исследование AidData показало: когда китайское финансирование аналогично официальной помощи в целях развития, это усиливает экономический рост в принимающих странах так же, как и западная помощь. Темпы экономического роста стран, получивших помощь из Китая, аналогичны темпам роста, обусловленным помощью от США и Организации экономического сотрудничества и развития (и заметно выше, чем в случае помощи Всемирного банка), отмечает Тейлор.