Неожиданное предложение президента России Владимира Путина ввести в зону боевых действий на востоке Украины миротворцев ООН явно разрушает планы Киева. Кроме того, при определенных условиях Украина может остаться и без кредитов МВФ.
Политологи и эксперты отмечают, что в данном случае Путин переиграл Петра Порошенко, который планировал попросить введения миротворцев ООН на Генассамблее в конце сентября.
При этом Россия ранее скептически относилась к идее миротворческой миссии ООН, но сейчас перехватила инициативу, поэтому Совбез ООН будет сначала обсуждать проект резолюции именно с российскими, а не украинскими формулировками. Проект резолюции уже внесен на рассмотрение Совета Безопасности ООН, его рассмотрение может начаться уже на следующей неделе.
В Киеве, учитывая то, что там о миротворцах говорят уже несколько лет, не обрадовались заявлению российского президента.
Чего хочет добиться Россия?
Президент России подчеркнул, что поддерживает размещение миротворческих сил для защиты сотрудников ОБСЕ "только на линии разграничения и ни на каких других территориях", и отметил, что дал поручение главе МИДа Сергею Лаврову внести соответствующую резолюцию в ООН.
Владимир Путин также прокомментировал сообщения о намерениях властей США поставлять оружие украинским властям. Президент РФ заявил о том, что подобные действия не помогут разрешить конфликт в Донбассе, но при этом могут увеличить количество жертв.
Путин предупредил, что "если американское оружие будет поступать в зону конфликта, провозглашенные республики могут направить имеющееся у них оружие в другие зоны конфликта, которые чувствительны для тех, кто создает проблемы для них".
При этом задачей миротворческих сил должно стать обеспечение миссии ОБСЕ.
Также миротворцы, согласно требованию российского президента, не должны находиться на территории ДНР и ЛНР, а будут размещаться на линии разграничения сторон. И введение сил ООН возможно только после отвода техники.
Фактически в данном случае Москва показывает, что делает все возможное со своей стороны для урегулирования конфликта.
Теперь обвинить РФ в том, что она якобы не хочет выполнять требования по обеспечению безопасности, будет значительно сложнее. Минские соглашения останутся в силе, и у России будут все основания заявлять, что она со своей стороны сделала все необходимое, в отличие от Киева.
Кроме того, в условиях обязательно затишья после введения миротворцев Киев уже не сможет требовать поставок оружия или новых кредитов для "противостояния российской агрессии", как это происходило в последние годы.
И еще одним важным фактором является постепенное движение к отмене санкций. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль уже заявил, что предложения России должны привести к улучшению отношений Европы и РФ. Он также признал, что миротворцы на Донбассе могут стать первым шагом к отмене санкций.
Поддержит ли Украина введение миротворцев?
Киев оказался в весьма непростом положении. С одной стороны, о возможности введения контингента миротворцев представители Украины говорят еще с 2015 г., а Петр Порошенко даже анонсировал свое требование к ООН о вводе миротворческих сил на конец сентября.
Но сейчас уже момент упущен, поэтому пока Совбез ООН будет рассматривать возможность введения на тех условиях, которые предложила Россия.
В первую очередь украинские власти хотели, чтобы в попытках урегулирования конфликта сторонами были только Киев, Москва и Брюссель.
Владимир Путин же подчеркнул, что необходим прямой контакт с ДНР и ЛНР, а значит и введение миротворцев возможно при их согласии.
Негатив со стороны украинских политиков сейчас понятен, так как при реализации предложений РФ ДНР и ЛНР вполне могут превратиться в аналог Приднестровской Молдавской Республики. При этом возразить относительно предложений РФ будет сложно, так как Киев сам неоднократно говорил о возможности и необходимости введения миротворцев.
Весь вопрос в том, что украинские власти хотели использовать миротворцев как инструмент для восстановления контроля над ДНР и ЛНР, но теперь это вряд ли возможно. Кроме того, предложения РФ подразумевают фактическое признание существования ДНР и ЛНР со стороны Киева, что серьезно ударит по репутации Порошенко.
Тем не менее резкие комментарии украинского МИДа подразумевают, что Киев будет любыми способами противостоять решению о вводе миротворцев ООН по российскому сценарию.
Кредиты МВФ под угрозой
Сейчас Украина настаивает, что конфликт на востоке страны является результатом агрессии России, старательно пытаясь избегать формулировок о внутреннем гражданском конфликте.
Несмотря на то что Киев говорил о вводе миротворцев еще с 2015 г., эта идея так и не было доведена до конца, поскольку Организация Объединенных Наций вводит миротворческий контингент только в том случае, если в стране идет гражданская война.
Ранее представитель Украины в подгруппе по безопасности Трехсторонней контактной группы по Донбассу и глава Международного секретариата по безопасности и гражданскому сотрудничеству между Украиной и НАТО Евгений Марчук признал, что миротворцы на Донбассе возможны только в том случае, если Киев признает внутренний гражданский конфликт.
Сложно сказать, каким образом Петр Порошенко планировал убеждать ООН в необходимости ввода миротворцев, если он не стал бы признавать сам факт внутреннего конфликта. Скорее всего, признать бы его пришлось, но, видимо, мы бы вновь услышали, что во всем виновата Россия.
Для украинских властей признание гражданской войны опасно тем, что международные кредиторы, особенно МВФ, могут прекратить финансирование.
Согласно правилам МВФ кредиты не могут выделяться тем странам, на территории которых официально идет война, то есть объявлено военное положение. Именно поэтому Киев сохраняет формулировку "антитеррористическая операция" в отношении боевых действия на Донбассе. Сейчас Киев намерен переименовать АТО в "операцию по обороне Украины".
Слово "война" в документах не будет фигурировать. При этом сейчас в Киеве рассматривается законопроект об изменении правового статуса боевых действий, а ранее вообще сообщалось, что Порошенко может ввести вместо режима АТО военное положение.
В настоящий момент для Украины действует четырехлетняя программа МВФ объемом 17,5 млрд. Она была утверждена в марте 2015 г., заменив менее масштабную двухлетнюю программу, которая так и не была выполнена до конца. В рамках новой программы Украина уже получила $8,38 млрд. В марте 2015 г. перечислен первый транш в размере $5 млрд, в августе того же года - второй транш в размере $1,7 млрд, в сентябре 2016 г. - третий транш в размере $1 млрд, в апреле 2017 г. - четвертый транш в размере $1 млрд. Украина рассчитывает получить пятый транш в размере $1,9 млрд, однако сроки предоставления кредита пока неизвестны.
При этом получение каждого нового транша неизбежно затягивается, и с каждым новым разом убедить МВФ выделить средства становится все сложнее.
Ранее представители фонда вообще не исключали, что вынуждены будут прекратить финансирование, так как недовольны результатом реформ.
Сейчас Украина тратит большие средства на обслуживание внешнего долга, но внешний долг только растет. На обслуживание кредитов в этом году уйдет 111,3 млрд гривен, а на погашение части долга - 129,6 млрд гривен (около $5 млрд). Через два года Украине придется выплатить $11 млрд.
Госдолг Украины увеличился в августе на 1,39% до $76,06 млрд с $75,01 млрд в июле. В том числе внешний долг страны увеличился до $37,44 млрд, внутренний долг - до $26,6 млрд.
Это означает, что на каждого гражданина Украины приходится $1760 госдолга. Размер долга достиг 80% от размера ВВП страны, а на обслуживание ежегодно тратится 4% ВВП. От финансирования пока никто не собирается отказываться, Киев активно просит деньги и у других кредиторов. ЕС, к примеру, может выделить 600 млн евро в начале 2018 г.
Поэтому намерения и желание ввода миротворцев и возможность объявления военного положения сейчас выглядят не просто странно, а глупо. МВФ, конечно, может закрыть глаза на собственные правила, но в такой ситуации уже вряд ли захочет так портить свою репутацию, тем более что получить деньги обратно в этом случае от Киева будет еще сложнее.
Но также стоит вспомнить, что министр финансов Украины Александр Данилюк рассчитывает на успешное завершение программы сотрудничества Украины с Международным валютным фондом (МВФ) и надеется, что помощь фонда стране больше не понадобится. Программа МВФ завершается в 2019 г., как раз в то время, когда состоятся выборы президента.
Международное рейтинговое агентство S&P уже предупредило, что в 2019 г. украинские власти могут столкнуться со сложностями при погашении и обслуживании долга. А ранее Минфин уже выдвинул предложение приостановить и реструктуризировать выплаты международным финансовым организациям в 2018 г.
Но и ввод миротворцев под эгидой ООН – это небыстрое дело. А к 2019 г. ситуация для Киева может быть даже желанной, так как у него будут развязаны руки. Привлечение миротворцев для электората можно обернуть достижением действующей власти, как и прекращение военных действий на юго-востоке стране, а в отказе финансирования МВФ обвинить кого-нибудь еще, например Россию или непосредственно руководство фонда. Более того, в такой ситуации президент Украины, особенно если он будет новым, может просто отказаться платить по старым долгам.
Да, это будет означать дефолт, но без него Украина вряд ли слезет с донорской иглы когда-нибудь вообще. МВФ строго подходит к необходимости возврата своих кредитов, поэтому Киеву пришлось бы постоянно брать новые и новые кредиты, постоянно наращивать долг.
Официальная гражданская война, видимость действий по урегулированию конфликта со стороны властей, особенно с участием международного сообщества, вполне могут быть смягчающими факторами, и после дефолта все начнется снова. |