За войнами на Ближнем Востоке события в другой горячей точке планеты — Южно-Китайском море (ЮКМ) отошли на второй план. В этом нет ничего удивительного, потому что если в Сирии и Ираке идут кровопролитные бои и льется кровь, то в этом важнейшем для мировой торговли море, через которое ежегодно проходит грузов примерно на $ 5 трлн, все тихо и спокойно. Относительно, конечно, особенно по ближневосточным меркам. В Южно-Китайском море ситуация уже далеко не первый год стабильно нестабильная. Воинственную риторику, сопровождающую строительство искусственных островов и милитаризацию региона, время от времени обостряют незначительные столкновения на уровне патрульных катеров и рыбацких судов, которые, впрочем, в любой момент могут перерасти в полномасштабный военный конфликт. Ситуацию в ЮКМ обостряет не только Китай, претендующий на 80% его акватории, но и другие находящиеся в нем страны. Сейчас, например, это делают Филиппины.
Несостоявшийся визит
Последние 9 месяцев после прихода к власти тон в динамической ситуации в Южно-Китайском море задает президент Филиппин Родриго Дутерте, главный ньюсмейкер в Азии к востоку от Ближнего Востока. Сейчас, например, он сильно напряг Пекин и Ханой громким заявлением о том, что 12 июня, в День независимости Филиппин, намерен отправиться на один из спорных островов в архипелаге Спратли — Пагасу (Титу). Филиппинский лидер хочет водрузить на острове национальный флаг, чтобы показать всему миру, кто является хозяином этого и десятка других атоллов и рифов в спорном архипелаге.
В начале апреля президент Дутерте приказал филиппинским военным занять 9 или 10 (по его словам) островков архипелага Спратли. Сделано это для того, чтобы сохранить геополитический баланс в регионе и не дать Китаю разместить там "наступательные вооружения". При этом Родриго Дутерте заверил Пекин, что Филиппины размещать "наступательные вооружения" на спорных островах не собираются. Филиппины, по словам Дутерте, не будут проводить на оккупированных островах никакого военного строительства. Однако он подчеркнул, что это могут сделать… Соединенные Штаты. Президент распорядился построить на островах бункеры и прочую инфраструктуру, чтобы сделать их пригодными для проживания.
"Я бы хотел обратиться к китайскому правительству, — заявил президент Дутерте. — Я приказал армии занять девять или десять островков, расположенных вблизи нашего побережья, потому что геополитическая ситуация в последнее время обострилась и со временем может привести к войне низкой интенсивности".
Разъясняя всему миру и в первую очередь соседям планы Манилы, Родриго Дутерте, как это ему свойственно, не удержался от театральных заявлений и пообещал лично водрузить на Пагасе филиппинский флаг в День независимости. Он также объяснил, что пошел на этот решительный шаг, потому что "все расхватывают" острова и атоллы в этом регионе.
Бросая очевидный вызов Пекину, президент Дутерте, однако, хорошо понимает баланс сил и осознает, что война с Поднебесной может закончиться только одним результатом — поражением Филиппин. Поэтому он быстро отменил провокационный визит, едва из Пекина пришло грозное предупреждение воздержаться от этого опрометчивого поступка.
В Пекине просьбу отменить поездку, больше похожую на приказ, объяснили следующим образом: если каждый глава государства будет ездить на спорные территории и устанавливать там свои флаги, то не миновать больших проблем.
"Мы дружим с Китаем и ценим эту дружбу, — заявил президент Дутерте.- Именно из-за нашей дружбы я решил не ехать на Парагу. Они попросили меня не ездить туда и сказали: „пожалуйста“. Я изменю свои планы, чтобы показать насколько важна и ценна для нас дружба с Китаем".
Впрочем, добавил Родриго Дутерте, он может отправить на спорный остров вместо себя своего сына. Любопытно, что опытный политик и шоумен сделал это заявление не дома, а в Эр-Рияде, куда он отправился с рабочим визитом. Сделано это, не исключают политологи, для того, чтобы не терять рейтинг на родине. Филиппинцам может не понравиться такое непатриотичное отношение их лидера к отношениям с Поднебесной. Поэтому слова были произнесены за несколько тысяч километров от Филиппин.
На Ближнем Востоке, к слову, президент Родриго пробудет неделю. Он хочет укрепить сотрудничество с богатыми арабскими монархиями и, конечно же, ищет инвестиции для филиппинской экономики.
Ближний Восток находится на втором месте для Филиппин по присылаемым на родину филиппинскими гастарбайтерами деньгам. В прошлом году более миллиона филиппинцев, работающих в Саудовской Аравии и других странах этого региона, перевели родным и близким $ 7,6 млрд.
Филиппинский эквилибрист
Родриго Дутерте уже скоро как год не дает скучать соседям по Южно-Китайскому морю: Китаю, Брунею, Малайзии, Филиппинам, Тайваню и Вьетнаму и другим тихоокеанским державам. Развязав кровавую войну с наркоторговцами, осенью прошлого года он отметился и на международной арене разворотом на 180 градусов. Как минимум, на словах Дутерте порвал большинство связей с традиционным союзником США и объявил о новой эре братской дружбы и сотрудничества в отношениях с Китаем, на который его предшественник Бенигно Акино III подал в Международный арбитражный суд в Гааге. Речь в иске шла о претензиях Пекина на львиную часть ЮКМ. Суд признал летом прошлого года притязания Китая необоснованными. В Пекине от решения Арбитража отмахнулись, но тем не менее оно имело большой резонанс, потому что создало прецедент.
Родриго Дутерте намерен провести громадные инфраструктурные проекты. Маниле нужны десятки миллиардов долларов. Получить их у США, которые при Дональде Трампе намерены сократить расходы, включая и помощь союзникам, едва ли удастся. Поэтому Дутерте решил искать деньги у Китая.
Эквилибристические упражнения Родриго Дутерте вызывают улыбку. Он вертится, пожалуй, быстрее флюгера, причем, делает резкие повороты и в отсутствие какого бы то ни было ветра. Достаточно вспомнить, куда он посылал Барака Обаму в прошлом году за критику его борьбы с наркоторговцами и с каким пафосом говорил в Пекине о "разводе" с США. Несмотря на все реверансы в сторону Пекина, конечно, размещение солдат на десятке пусть и маленьких и необитаемых островков в Спратли нельзя назвать дружественным шагом. К тому же, это решение сопровождается явным смягчением отношений с Вашингтоном, что тоже не может не беспокоить Китай. Как следует из заявлений нового министра иностранных дел Филиппин Энрике Манало, Манила хочет, чтобы США и в будущем активно стояли на страже безопасности и свободы мореплавания в ЮКМ.
"У нас крепкие и живые отношения с США, — заявил журналистам Манало, назначенный главой МИД в марте. — Ключ к ним следует искать в том, чтобы не позволять спорным вопросам влиять на их суть и основу".
Сейчас президент Филиппин ведет сложную игру, пытаясь лавировать между КНР, США, Японией, Россией и другими государствами Тихоокеанского региона. Филиппинский лидер просит у Токио деньги, а у Москвы — военную технику и вооружения.
Правда, лавирует Родриго Дутерте неловко, с грацией слона в посудной лавке, хотя называть Филиппины "слоном", когда рядом такие страны, как США, Китай и Россия, конечно, нельзя. Сейчас он обвиняет в обострении ситуации в регионе… США. По его мнению, Вашингтон должен быть помешать Пекину строить искусственные острова с оборонной инфраструктурой в экономической зоне Филиппин.
При этом президент Дутерте старается как можно реже критиковать Китай за агрессивную и экспансионистскую политику в Южно-Китайском море, хотя полностью обойтись без критики не получается. Рассказывая о планах Филиппин, он, к примеру, подчеркнул, что любые в будущем действия Манилы в архипелаге Спратли не будут направлены против Китая.
Представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила на брифинге, что между Пекином и Манилой действует эффективный канал связи. "Мы надеемся, что Филиппины смогут двигаться вместе с Китаем в правильном направлении и решать все споры за столом переговоров для создания дружественной атмосферы в регионе", — сказала она.
Распределение ролей
Нынешнее обострение обстановки в Южно-Китайском море началось в марте, когда Пекин заявил об установке мониторинговых станций на рифе Скарборо, расположенном примерно в 250 км от побережья Филиппин. Манила согласилась провести с Пекином переговоры по спорным вопросам, но в правительстве царит тревожное ожидание.
"Китай вызывает определенные проблемы, действуя в одностороннем порядке в районе Южно-Китайского моря и даже в экономической зоне Филиппин, — пояснил агентству Reuters Малькольм Кук, старший аналитик Института исследований Юго-Восточной Азии в Сингапуре. — Эти действия, конечно, не могут устраивать Дутерте. Манало, как опытный дипломат, может выражать точку зрения правительства, не совпадающую с позицией президента. Новый глава внешней политики Филиппин продолжает считать, что США остаются главным экономическим и военным партнером Филиппин".
Не исключено, что Родриго Дутерте разделил роли в своем правительстве. Он играет, конечно, главную скрипку, критикует США и прилагает титанические усилия, чтобы как можно меньше критиковать Поднебесную. Например, когда он на прошлой неделе заявил, что Филиппины должны занять необитаемые острова в ЮКМ и установить суверенитет над ними, его быстро "поправил" его же пресс-секретарь Эрнесто Абелла. Дело в том, что слова шефа явно противоречат тому, что он говорил полгода назад, во время визита в Пекин, когда выпрашивал у Китая $ 24 млрд инвестиций.
Если на себя Дутерте взял успокаивание Пекина, то Энрике Манало он, похоже, отвел роль успокоителя Вашингтона. Глава МИД Филиппин сообщил, что Манила и Вашингтон согласовали дату встречи между Дональдом Трампом и Родриго Дутерте. Сам же он рассчитывает провести переговоры с госсекретарем Рексом Тиллерсоном уже в мае.
"Мы собираемся продолжать развивать отношения с США, — сказал главный филиппинский дипломат. — С Китаем же мы наводим мосты, чтобы улучшить наши отношения".
Решение Арбитражного суда по китайским притязаниям в Южно-Китайском море является еще одним доказательством того, что позиции Дутерте и Манало, по крайней мере, на поверхности совпадают далеко не во всем. Президент за последние полгода ни разу решение Арбитража не вспоминал. Однако главный филиппинский дипломат заявил на пресс-конференции, что на майских переговорах его подчиненные будут постоянно держать его в уме.
Манало тоже считает, что Манила должна лавировать между США и КНР, и понимает, насколько сложная это задача.
"Мы хотели бы, чтобы Китай и США продвигали в регионе стабильность и сотрудничество, — говорит главный филиппинский дипломат. — Такую положительную роль в их исполнении хотели бы видеть не только мы, но и все страны региона".
Министру обороны Филиппин Дельфину Лорензано, судя по всему, поручено задирать Китай. Чуть больше месяца назад, 9 марта, он выразил "глубокую обеспокоенность" по поводу нескольких фактов нарушений китайскими кораблями территориальных вод Филиппин в конце прошлого года. Министр также сообщил, что в случае повторения подобных инцидентов, а в том, что они будут повторяться, ни у кого сомнений нет, филиппинская Береговая охрана будет выдворять нарушителей. Причем, если понадобится, и силой.
Кульбиты во внешней политике президента Дутерте приводят в замешательство не только политиков, но и инвесторов, считает старший экономист Capital Economics Гарет Лизер.
"Усиливающиеся резкие повороты президента и грубый стиль ведения дел беспокоят инвесторов, — считает Лизер. — Угрозы росту ВВП Филиппин, который прогнозируют на уровне 6,5%, достаточно сильны".
По прогнозам Всемирного банка, Филиппины останутся в ближайшие годы на первом месте среди стран Юго-Восточной Азии по темпам развития экономики. Экономисты ВБ прогнозируют, что в этом и следующем годах филиппинская экономика прибавит по 6,9%, а в 2019 — 6,8%. Снижается и уровень бедности: если в 2012 году он составлял 25,2%, то в 2015 снизился до 21,6%. Снижению бедности способствует рост занятости, низкая инфляция и увеличение доходов филиппинцев.
В отличие от соседей: Вьетнама, Южной Кореи и Тайваня, Филиппины до сих не интегрировали свою экономику в китайскую. Торговые и экономические связи Манилы с США намного сильнее, чем связи с Китаем несмотря на географическую близость последнего. Эти связи являются сдерживающим фактором на пути дальнейшего сближения с КНР.
"Скарборский пряник"
Переговоры между Филиппинами и Китаем по спорным вопросам в ЮКМ должны начаться в мае. Однако точной даты Энрике Манало не назвал. Возможно, потому, что она еще не определена. Впрочем, по словам главы МИД Филиппин, эти переговоры не единственный способ общения и диалога между сторонами. Недавно, к примеру, встречались политологи и представители Береговой охраны.
О состоянии отношений между Филиппинами и Китаем можно судить и по ситуации в районе рифа Скарборо, расположенного в архипелаге Спратли и захваченного китайцами в 2012 году. Прибрежные воды рифа богаты рыбой. Китайские власти сейчас контролируют Скарборо и единолично решают, каких рыбаков туда можно пускать, а каких — нельзя. Гаагский Арбитраж постановил прошлым летом считать Сакрборо открытым для всех местом рыбной ловли, но не принял решения об его национальной принадлежности. Кроме Китая и Филиппин, на него претендуют также Вьетнам и Тайвань.
После сближения Пекина и Манилы китайские пограничники в октябре 2016 года разрешили филиппинским рыбакам ловить рыбу в районе Скарборо. В качестве жеста доброй воли Китай сейчас еще больше ослабил ограничения для рыбаков из Филиппин.
Несмотря на уступки присутствие китайцев на островах постоянно усиливается. Спутники фиксируют, как растет количество кораблей Береговой охраны КНР и китайских рыбацких судов.
Недавно в районе Скарборо начали появляться и вьетнамские рыбаки. Не исключено, что Пекин пытается при помощи "скарборского пряника" подтолкнуть к сотрудничеству и Ханой, последнего реального соперника в ЮКМ. Во вьетнамском руководстве невооруженным взглядом заметны настроения на урегулирование спорных территориальных вопросов с Поднебесной. Немало вьетнамцев в том числе и в руководстве считают, что открытая конфронтация с Китаем малопродуктивна и что следует пытаться договариваться за столом переговоров.
Очевидной победой Пекина является то, что ему, как он и хотел последние 10−15 лет, удалось разделить соперников. В то время, как АСЕАН долго настаивал на проведении переговоров по спорным вопросам в ЮКМ между объединенной делегацией блока и Пекином, китайцы хотели договариваться с каждой страной отдельно. Своего они добились.
Не Спратли единым
В Маниле пока не отреагировали на ракетный удар США по Сирии. С одной стороны, Сирия далека от ЮВА, но с другой, сразу после него ударная группа ВМФ США во главе с авианосцем "Карл Винсон" направилась из ЮКМ к Корейскому полуострову. Эта группа, напоминает AP, с 5 января дислоцируется на базе США на Сан-Диего. За три прошедших месяца она участвовала в многочисленных совместных учениях с ВМФ Южной Кореи и Японии, а также осуществляла патрулирование Южно-Китайского моря.
Присутствие ВМФ США в регионе призвано служить предупреждением Пекину о серьезности намерений США защищать свободу судоходства в этом море и противостоять китайской экспансии. В Пекине уже не первый год говорят, что американские военные корабли в море, находящемся за много тысяч километров от Америки, усиливают в регионе не стабильность, а напряженность.
К слову, единственный пока китайский авианосец "Ляонин" с конца прошлого года тоже находится в ЮКМ и проводит здесь учения. Пекин проявляет активность не только в Спратли, но и в других районах Южно-Китайского моря. К примеру, как следует из доклада "Инициатива прозрачности в морском пространстве Азии" Центра стратегических и международных исследований США (CSIS), корабли китайской Береговой охраны постоянно присутствуют у отмели Лукония недалеко от малазийского штата Саравак на острове Борнео. Лукония находится между Спратли и отмелью Джеймс, которую в Пекине считают южной границей своих владений в ЮКМ. И Джеймс, и Лукония уходят во время приливов под воду и поэтому не могут быть ничьей территорией.
Китайские корабли появились у Луконии в сентябре 2013 года. Малайзия отправила в спорный район корабль Береговой охраны для мониторинга действий Китая в январе 2017 г., но малазийский флот значительно уступает китайскому.
Во время официального визита малайского премьера Наджиба Разака в Пекин в ноябре 2016 года было заявлено, что флоты двух стран будут сотрудничать в Южно-Китайском море. КНР даже готов продать Куала-Лумпуру 4 современных патрульных катера.
В уже упоминавшемся докладе "Инициатива прозрачности в морском пространстве Азии" CSIS также говорится, что спутник заметил 29 марта на взлетно-посадочной полосе острова Вуди, расположенного в архипелаге Парасельские острова, китайский истребитель J-11. В Вашингтоне предполагают, что в ангарах на искусственных островах в этом районе ЮКМ находятся и другие китайские самолеты.
"Это не первое обнаружение самолета на острове Вуди, но первое почти за год, — заявил агентству Reuters автор доклада Грег Полинг .- Вероятно, в ангаре стоят еще такие же самолеты".
Любопытно, что информация об этом появилась во время встречи Трампа и Си Цзиньпина во Флориде.
Полинг в марте заявил, что Китай почти закончил строительство как минимум трех крупных искусственных островов в архипелаге Спратли. Созданная на них инфраструктура позволит Пекину разместить там 24 истребителя и 4 больших самолета, включая самолеты для дозаправки и бомбардировщики. На островах также построены специальные здания с раздвижными крышами для мобильных ракетных пусковых установок. Китай, пишет Ibtimes, более года назад уже разместил на Вуди зенитные ракетные комплексы дальнего действия HQ-9, а также, утверждает Japan Times, противокорабельные крылатые ракеты.
Последнюю информацию о размещении самолетов на острове Вуди Пекин до сих пор никак не прокомментировал. Ранее он все подобные обвинения в милитаризации Южно-Китайского моря опровергал.
Сергей Мануков, специально для EADaily