Держатели облигаций подтвердили информацию о том, что государственная нефтяная компания Венесуэлы PDVSA сделала платежи по основному кредиту и процентные выплаты в размере $2.2 млрд 12 апреля, избежав дефолта, несмотря на так называемую "экономическую войну", которая ведется против правительства Мадуро.
Тем не менее PDVSA должна выплатить еще $62 млрд основного долга и процентов по кредиту в течение следующих нескольких лет.
Как сообщает Reuters, президент Венесуэлы Николас Мадуро и его правительство совершили выплаты инвесторам с Wall Street за счет снижения импорта базовых товаров, таких как продукты питания и медикаменты, что привело к хроническому дефициту.
Мадуро заявил, что его страна стала жертвой экономической войны, которую ведет оппозиционный бизнес.
"Несмотря на жестокую экономическую войну, которую ведут в сговоре с местными СМИ и зарубежными новостными агентствами империалисты и их местные друзья, революционное правительство выплатило $2.557 млрд," – заявил вице-президент Венесуэлы Тарек Аль-Айссами.
Платежи, которые были переведены в среду, включали в себя погашение задолженности по основному долгу и процентные выплаты по облигациям PDVSA со сроком погашения в 2017 году, а также процентные выплаты по облигациям со сроком погашения в 2027 и 2037 году.
Облигации Венесуэлы имеют самую высокую доходность среди облигаций развивающихся рынков, что связано с риском дефолта. Мадуро заявил, что все разговоры о возможности дефолта являются лишь грязной кампанией против его администрации.
Как отмечает ряд экспертов, по мере того, как страны ОПЕК обсуждают продление договора о сокращении уровня добычи нефти, чтобы скомпенсировать поток нефти из США, роль Венесуэлы на мировом нефтяном рынке возрастает.
Убедить руководство страны, которая находится в очень непростой финансовой ситуации, сократить добычу – задача сложная.
Однако именно это и попытаются сделать страны ОПЕК, чтобы сократить избыток на мировом рынке нефти.
Цены на нефть будут особенно чувствительны к действиям Венесуэлы в течение следующих нескольких месяцев, полагают аналитики.
В результате, возможны два сценария развития событий, тем не менее, эксперты полагают, что ни один из них не будет соответствовать ожиданиям ОПЕК по Венесуэле.
При первом сценарии Венесуэла будет по-прежнему считать своим приоритетом обслуживание долгов. В связи с этим, президент страны будет искать способы нарастить добычу нефти. Это нарушит план ОПЕК по 8%-ному сокращению добычи в стране, на которое они рассчитывают.
При втором сценарии текущий кризис в Венесуэле будет нарастать, что не даст стране возможности импортировать необходимую легкую нефть, которая им необходима для смешивания с тяжелой нефтью.
В этом случае добыча в Венесуэле упадет больше, чем прогнозирует ОПЕК, что даст положительный эффект попыткам нефтедобывающих стран сократить добычу.
Однако у этих сценариев будут дополнительные и самые разнообразные последствия, которые стоит принимать во внимание при анализе попыток, которые совершают страны ОПЕК в погоне за ростом цен на нефть.
Сценарий 1: бурить и еще раз бурить!
Учитывая то, что кредиторы наступают на охваченную кризисом Венесуэлу, президент Мадуро оказался в непростой ситуации, единственным выходом из которой может стать наращивание бурения, так как он категорически отвергает возможность дефолта.
Последняя выплата по облигациям государственной компании PDVSA действительно ослабила обеспокоенность по поводу возможного дефолта.
Однако помимо необходимости обслуживать долги, Венесуэла также связана с соглашением с Китаем, в рамках которого она получает кредит в обмен на нефть. По этому соглашению Венесуэла уже задолжала немало, отмечает агентство Reuters.
Обслуживание долга – не единственная проблема, мешающая сокращению добычи в Венесуэле.
Программы социальной помощи и другие статьи расходов в стране сильно зависят от нефтяных доходов, которые генерируют 40-70% государственной прибыли. Уровень доходов зависит от цен на нефть.
А длительные период низких цен на нефть несет в себе два риска для государственных расходов. Первый – соответствующее сокращение расходов, что связано с ценами на нефть.
Второй – высокий уровень рентабельности в нефтяном поясе реки Ориноко, что может вынудить Мадуро снизить лицензионные платежи, чтобы привлечь новые добывающие компании.
Все это означает для Венесуэлы следующее: если страна продолжит обслуживать свои долго, а Мадуро клянется делать именно это, и поддерживать текущий уровень расходов, то страна не имеет никаких других вариантов, кроме как сохранять текущий уровень и далее наращивать добычу.
Это явно противоречит ожиданиям ОПЕК, что Венесуэла также примет участие в сокращении добычи.
И если в Венесуэле не согласятся на 8%-ное сокращение добычи, то картель может попробовать получить его в другой стране, что приведет к непростым переговорам и напряжению отношений в ОПЕК.
Сценарий 2: не все так просто!
Ответ на финансовые проблемы Венесуэлы не так прост, как просто наращивать добычу.
Фактически, операционные и системные проблемы ограничивают объем нефти, который страна может добыть почти так же, как требования по обслуживанию долгов и государственные требования ограничивают возможности страны сократить добычу.
Эти операционные проблемы и финансовые сложности могут привести к более серьезным сокращениям добычи, чем ожидается от Венесуэлы.
За последнее десятилетие внутриполитические и финансовые проблемы страны привели к уходу из нее множества иностранных операторов.
Инвесторы также с сомнением относятся к возможностям страны, в которой получение выплат по долгам сравнимо с игрой в рулетку.
В связи с неблагоприятным инвестиционным климатом, число буровых в Венесуэле сократилось с 70 в декабре 2015 года до 51 в сентябре 2016 года.
Поэтому сама ситуация с бурением зависит от неопределенности, из-за которой Венесуэлу считают "темной лошадкой" на мировом нефтяном рынке.
Добыча нефти в Венесуэле уже пострадала в связи с низкими ценами и низким уровнем инвестиций в страну, сократившись на 253 000 баррелей в сутки в период с 2010 по конец 2015 года.
А сохраняющаяся неблагоприятная инвестиционная обстановка в стране только усугубляет эту тенденцию, так как иностранные операторы отказываются от бурения в Венесуэле.
Запасы Венесуэлы состоят в основном их тяжелых сортов нефти, а они особенно чувствительны к изменениям цен на нефть.
Эти запасы не только становятся непривлекательными для компаний по сравнению с другими вариантами инвестиций, но они также требуют больших вложений, чем легкие сорта нефти.
А импорт легких сортов нефти, которая необходима для производства продаваемых продуктов, в последнее время снизился.
Если эта тенденция сохранится, то это создаст дополнительные проблемы для Венесуэлы и ее экспорта нефти.
Определенная неопределенность
В краткосрочной перспективе Венесуэла удивит нефтяной рынок и, возможно, нарушит планы ОПЕК, вне зависимости от того, снизится ли ее добыча или президент Мадуро найдет способы привлечь операторов и нарастить бурение, чтобы повысить приток наличности.
Ситуация, которая разворачивается в Венесуэле, дойдет до критической точки в тот момент, когда будет необходимо сделать следующий платеж, и нефтяные рынки будут пристально следить за добычей в этой стране.
В настоящий момент Венесуэла переживает очень сложные времена, а политическая нестабильность в стране нарастает.
Это отражается не только на населении страны, но и затрудняет переговоры с ОПЕК, а кроме того, вносит свою долю неопределенности на мировые рынки.
Именно поэтому так сложно прогнозировать то, как будет развиваться ситуация с добычей нефти в этой стране и какое влияние она окажет на мировые рынки. |