Украина планирует продать долю в своей газотранспортной системе (ГТС) иностранным инвесторам. Об этом пишет украинская газета "Зеркало недели". По сведениям издания, Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" до июля намерена завершить переговоры с желающими приобрести "Магистральные газопроводы Украины". Этот оператор газопроводов вскоре будет выделен из НАК в рамках затеянной демонополизации газовой отрасли. Наиболее вероятным кандидатом на приобретение доли в операторе украинской ГТС названа итальянская компания Snam. В принципе это по ее профилю. Snam как раз является оператором ГТС в Италии, владеет несколькими газохранилищами. Крупнейшим акционером компании (около 30%) является инвестиционный холдинг CDP Reti S.p.A, подконтрольный банку Cassa DEPOSITI е Prestiti. Контрольный пакет банка, в свою очередь, принадлежит Министерству экономики и финансов Италии. Разумеется, интерес к "Магистральным газопроводам Украины" проявляют инвесторы из Словакии — следующей страны в цепочке транзита российского газа в Европу. Однако конкретных словацких кандидатов на покупку актива СМИ пока назвать не могут. Заинтересованность же итальянской Snam имеет вполне предметные очертания. Она уже заявила намерение инвестировать в ГТС Украины 2 млрд долларов и, что самое главное, обеспечить ее загрузку после 2019 года, в конце которого истечет транзитный контракт Киева с "Газпромом". Какую часть трубы итальянцы приобретут за такие деньги, непонятно. В 2013 году Украина объявляла, что стоимость всей ее ГТС, по оценке консультантов из Baker Tilly Ukraine, составляет 20-26 млрд долларов. Россия тогда же, по неофициальным данным, оценила газотранспортную систему соседей в 15-17 млрд долларов. На всякий случай добавим, что по украинским законам иностранцам может быть продано до 49% компании-оператора ГТС. Snam: посредник или троянский конь? Впрочем, детали возможной сделки пока несущественны — куда важнее, состоится ли она вообще. Ведь твердость намерений той же Snam зависит от перспектив продления транзитного газового контракта между Россией и Украиной на период после 2019 года. Если "Газпром" окончательно откажется от украинского транзита, получится, что итальянцы приобрели бесполезный актив. Некоторые эксперты полагают, что Италия затем и нужна в качестве инвестора, что имеет больше влияния на "Газпром", чем, скажем, Словакия. Руководство Snam наверняка попытается уговорить российский концерн продлить договор с Украиной, да не пересохнет ее труба. "Под угрозой потери львиной доли транзитного газа из РФ Украина пытается продать трубу европейским партнерам, с расчетом, что они убедят "Газпром" продавать газ на украино-российской границе", — считает, в частности, сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Свое мнение эксперт высказал в интервью Газете.ru. При этом он подчеркнул, что интерес Snam к ГТС Украины пока существует лишь на уровне слухов. Украинская труба в обозримом будущем получит мощных конкурентов на европейском направлении — "Северный поток — 2" и "Турецкий поток". Первый из этих газопроводов — трансбалтийский — сможет прокачивать в Европу 55 млрд кубометров в год, второй, трансчерноморский, 15,75 млрд. Через всю ГТС Украины в 2016 году Россия отправила западным клиентам 82,2 млрд кубометров газа (хотя рассчитана она на большее). Марунич полагает, что если загрузка украинской трубы с 2020 года будет на уровне 10 млрд кубометров в год, то ее половина (точнее 49%) не стоит 2 млрд долларов. По мнению эксперта, реализация сценария с продажей "Магистральных газопроводов Украины" компании Snam "полностью зависит от позиции Москвы". Станет ли Италия помогать Киеву в наведении мостов с "Газпромом" — большой вопрос. Есть факты, свидетельствующие против такого поворота событий. Snam в начале нынешнего года поддержала инициативу "Газпрома" поучаствовать в Трансадриатическом трубопроводе (TAP), который будет предназначен для поставки в Европу азербайджанского газа. Кроме того, итальянский концерн Eni и "Газпром" недавно подписали меморандум о взаимопонимании в области развития южного коридора поставок российского газа в Европу. А этот документ подразумевает отказ российской стороны от транспортировки топлива в Южную Европу через Украину, Румынию и Болгарию после ввода в строй "Турецкого потока". Вот поэтому авторы статьи в "Зеркале недели" опасаются, что Snam может оказаться для Украины троянским конем. Уж больно тесно итальянская газотранспортная компания связана с "Газпромом". Украинский эксперт в сфере энергетики бывший пресс-секретарь "Нафтогаза" Валентин Землянский справедливо отметил, что через Турцию газовый маршрут из РФ в Италию короче, чем через Украину. Следовательно, транзитные расходы меньше, и у итальянцев есть возможность добиться от "Газпрома" более низкой конечной цены. По мнению Землянского, Италия гораздо больше заинтересована в реализации "Турецкого потока", чем в покупке доли в пересыхающей украинской трубе. |