Откровенно фейковый политический скандал, связанный якобы с попыткой неких "российских" и "сербских" сил сместить правящий режим в Черногории и остановить движение этой балканской страны в Североатлантический альянс и Евросоюз, постепенно превращается в охоту на всех, кто не рад подобной перспективе. На этом фоне симптоматично звучат слова черногорского премьера о том, что "те, кто хотят добра Черногории, не выступают против её пути в НАТО", и не вызывают удивления проходящий в этой относительно патриархальной стране ЛГБТ-фестиваль и премьера сериала, воспевающего пособников режима Муссолини.
Черногория идет путем латиноамериканских полуколониальных государств, восточно-европейских младодемократий и Украины, причем ее действия на пути к желанной общечеловеческой мечте, выраженной в формуле "ЕС+НАТО", настолько узнаваемы, что складывается ощущение, будто смотришь очередную постановку всем известной пьесы. И как и в прочих случаях одним из условий чаемой интеграции в институты "цивилизованного общества" является отказ от собственной истории и национальных приоритетов.
Впрочем, работа в этом направлении началась еще в 1999 году, когда чуть ли не правая рука тогдашнего югославского лидера Слободана Милошевича — черногорский лидер Мило Джуканович, осознав, что дни режима в Белграде сочтены, резко взял курс на дружбу с Западом. После чего в Черногории сразу же появились собственный язык с письменностью исключительно на основе латиницы (отличающийся от сербского только рядом местных жаргонизмов), флаг, ничем не похожий на исторический черногорский (тот отличался от сербского только оттенком синей полосы), собственная Черногорская Православная церковь, правда, не признанная как Вселенской церковью, так и подавляющим большинством населения страны (что не помешало местной власти по украинскому сценарию помогать ей захватывать имущество и храмы Сербской Православной церкви), поблажки в пользу мусульманских меньшинств, еврозона. При этом исчезли собственные гражданский и военный морской флоты, хотя исторически черногорцы имели славу мореходов, к которым российский самодержец Петр I посылал учиться будущих русских флотоводцев. Зато представители немногочисленных черногорских вооруженных сил получили сомнительную привилегию участвовать в военных аферах возглавляемой США коалиции — например, в Афганистане. И буквально в эти дни решается вопрос об отправке черногорцев в Западную Сахару.
Само собой, венцом этого процесса стали обещания принять страну в ЕС и НАТО, высказанные на разных уровнях в ЕС и США, в том числе и в начале этого года небезызвестным Джоном Маккейном, а также новым американским госсекретарем Рексом Тиллерсоном, который, как заверяют черногорские СМИ, по случаю даже написал специальное письмо лидерам американского Сената. В свою очередь, само черногорское руководство уже называет дату, когда их маленькая, но гордая страна станет полноправным членом вооруженного до зубов Североатлантического альянса — 25 мая.
То есть, осталось немного, и нужно постараться. В первую очередь, расплевавшись с собственной историей, предав забвению легендарных господарей-митрополитов — канонизированного Петра I и поэта-философа Петра II Негошей, еще в XVIII и XIX веках давших черногорцам завет держаться России и хранить единство с сербским народом. Поэтому недавний выпад главы черногорского правительства Душко Марковича более чем предсказуем — как было сказано выше, тот напрямую заявил, что все те, кто выступают против вступления страны в НАТО, не желают ей добра. А это, исходя из данных последних соцопросов, практически половина населения страны. Также премьер сообщил, что готов работать в правительстве с представителями всех партий, кроме "Демократического фронта", который хочет смены курса государства, причем "революционным путем".
"Демократический фронт", напомним, это альянс политических сил, выступающих против сближения Черногории с НАТО и ЕС, осуждающих присоединение Подгорицы к антироссийским санкциям и стремящихся к восстановлению союзнических отношений с Белградом и Москвой. Именно эта сила выводила людей на антиправительственные митинги в 2016-ом, именно она стала мишенью, напоминающего хрестоматийный поджог Рейхстага, "дела о госперевороте". На сегодняшний день по нему проходят два лидера — депутаты от этого движения Андрия Мандич и Милан Кнежевич. В целом, истории, которую раскручивают черногорские правоохранители при помощи кураторов из американских и европейских спецслужб, позавидовал бы и сталинский прокурор Вышинский. Так, проросербскую и пророссийскую — условно "провосточную" оппозицию обвиняют в том, что она вместе с некими боевиками из Сербии в октябре 2016-го года планировала расстрелять собственный же митинг, дабы спровоцировать бунт и смену власти в стране. Причем "сербские боевики", как выяснилось, ранее воевали на Донбассе за Новороссию, а курировали их действия в Черногории спецслужбы из Москвы!
"Демократически" правивший Черногории с 1991-го года Джуканович поспешил заявить, что заговорщики намеривались убить его, и что их руками Москва пытается разрушить ЕС и показать НАТО, что "блок не имеет право расширяться без согласия России". Но при этом Джуканович до сих не рассказал, почему он в том же октябре спешно оставил свой пост, передав полномочия все тому же Марковичу. В то же время, как заявил на днях президент страны Филип Вуянович, если Джуканович вдруг захочет баллотироваться на следующих президентских выборах, то он окажет ему необходимую поддержку. То есть, для подлинного демократа и 25 лет правления, как выяснилось, совсем не срок.
В то же время, пока клепаются сроки для сербско-российских "переворотчиков", демократические преобразования в Черногории идут полным ходом. Та, с 15 марта не прекращается голодовка многодетных матерей и митинги в их поддержку — стремящееся в ЕС и НАТО правительство и парламент решили сократить социальные пособия для них на 25%. Зато с 24 по 26 марта в столице будет проходить ЛГБТ- кинофестиваль Merlinka, что, конечно, еще не гей-парад, но лиха беда начало. Ну, а черногорское ТВ начало год с показа сериала, посвященного героям Крут…, простите, Рождественского восстания.
На самом деле это "восстание", произошедшее в 1918-ом году, было больше похоже на обычный мятеж, когда после проваленных выборов, на которых подавляющее большинство черногорцев проголосовало за партию, выступавшую за единое государство с сербами под лозунгом "Одна вера, один король", неудовлетворенная кучка сепаратистов попыталась развязать гражданскую войну, но была быстро разгромлена. Создателей героического ТВ-эпоса, конечно, совершенно не смутило то, что героев их саги изначально поддерживала Италия, традиционно считавшая побережье Адриатики своей вотчиной и мечтавшая нагреть руки на славянской раздробленности. Равно как и то, что бежавшие после разгрома сепаратисты вернулись обратно уже в годы Второй мировой вместе с итальянскими фашистами, и были выбиты снова — на сей раз югославскими партизанами. Но создание псевдоисторических мифов ради оправдания собственных сомнительных делишек в нынешней политической реальности — отличительная особенность нынешнего режима Подгорицы, поощряемого западными кураторами. Впрочем, не только его.
Алексей Топоров, специально для EADaily