Восточноазиатский саммит начался во Вьентьяне. Россию на нем представляет премьер-министр Дмитрий Медведев. Во встрече в верхах принимают участие главы делегаций 18 государств — "десятка" стран АСЕАН и ее диалоговые партнеры (Австралия, Индия, Китай, Республика Корея, Новая Зеландия, Россия, США, Япония). Во Вьентьян также прибыл генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Как ожидается, будут рассмотрены вопросы сотрудничества в сферах финансов, энергетики, экологии, чрезвычайного реагирования, здравоохранения, региональной взаимосвязанности. Возможно обсуждение актуальных международных и региональных проблем. Саммит начался с совместного фотографирования глав делегаций. Лидеры стран АТР собрались для участия в Восточноазиатском саммите Лидеры стран Азиатско-Тихоокеанского региона собрались в столице Лаоса Вьентьяне на 11-й Восточноазиатский саммит, который пройдет здесь в четверг. В саммите принимают участие главы государств и правительств 10 стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН – Таиланд, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Лаос, Вьетнам, Камбоджа, Филиппины и Мьянма) и нескольких восточноазиатских и южноазиатских государств – диалоговых партнеров АСЕАН – Японии, Китая, Южной Кореи, Индии, Австралии, Новой Зеландии, России и США. Делегацию России на саммите возглавляет премьер-министр Дмитрий Медведев. "АСЕАНоцентричный" форум Как и многие действующие диалоговые платформы Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточноазиатский саммит (ВАС) является "АСЕАНоцентричным" форумом, созданным по инициативе АСЕАН и по подобию ежегодных саммитов лидеров "десятки". Он проводится обычно сразу после ежегодного саммита АСЕАН. Целью форума является, в первую очередь, развитие и углубление сотрудничества стран Восточной Азии во всех сферах и выработка перспективных решений для всего региона через прямой многосторонний диалог глав государств и правительств. Инициатором саммита в 2004 году выступила Малайзия, и именно в Малайзии в 2005 году прошла первая сессия ВАС. Россия, принимавшая в ней участие в качестве наблюдателя, была принята в состав государств-участников ВАС одновременно с США в 2011 году и впервые полноправно участвовала в сессии форума в 2012 году. За годы своего существования, помимо обсуждения текущих вопросов регионального сотрудничества и интеграции, ВАС поставил на региональную повестку дня такие стратегические задачи, как обеспечение энергетической безопасности стран-участниц и всестороннее развитие торгово-экономического партнерства в регионе. Ключевой элемент системы Взаимозависимость экономических вопросов, как и активно обсуждаемых в последние годы вопросов региональной взаимосвязанности и интеграции, с вопросами политики, безопасности и противостояния новым угрозам постепенно выработала для ВАС формат, при котором эти темы, наряду с экономическими, обсуждаются участниками саммита как на самой сессии, так и "на полях" форума. К моменту проведения 11-й сессии ВАС во Вьентьяне саммит фактически уже превратился в площадку для диалога и выработки совместных решений на высшем уровне по всем основным стратегическим задачам, стоящим перед Азиатско-Тихоокеанским регионом. Россия считает ВАС ключевым элементом новой системы международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил накануне открытия саммита вице-премьер РФ Сергей Приходько. "Форум, по нашему мнению, должен играть ключевую роль в выработке концептуального видения обустройства АТР, прежде всего в сфере политики безопасности, способствовать развитию реального сотрудничества в области транспорта, энергетики, финансов, образования, здравоохранения и в области чрезвычайного реагирования", — сказал он. И снова тема Южно-Китайского моря Несмотря на внешнее спокойствие, с которым во время прошедших в предыдущие дни 28 и 29 саммитов АСЕАН обсуждалась тема территориальных споров в Южно-Китайском море, а также, несмотря на достаточное количество других вопросов для обсуждения, 11-я сессия ВАС привлечет наибольшее внимание именно темой спорных территорий и искусственных островов. Тем не менее, региональные эксперты считают, что никому из диалоговых партнеров, даже если такой партнер сделает соответствующую попытку, не удастся "сдвинуть" АСЕАН с выработанной за последние дни позиции. В итоговых документах саммитов АСЕАН за 7 и 8 сентября страны блока "выражают озабоченность происходящим в Южно-Китайском море", но при этом не называют Китай как сторону, создающую на спорных территориях искусственные острова и претендующую на большую часть территории моря. Нигде в документах саммитов АСЕАН не упоминается и недавнее постановление арбитражного суда в Гааге, который по заявлению Филиппин рассматривал претензии КНР на территории в Южно-Китайском море и принял решение в пользу Манилы. Кроме того, в среду на двустороннем саммите, посвященном 25-летию их диалогового партнерства, Китай и АСЕАН подписали, помимо общего совместного заявления, еще и общее заявление о применении на территории Южно-Китайского моря Кодекса поведения при незапланированных контактах на море в целях исключения конфликтных ситуаций при неожиданных встречах военных кораблей и самолетов. Подписание этого документа после целого года подготовки рассматривается экспертами как важный шаг к мирному разрешению противоречий в районе Южно-Китайском море. |