Руководители украинского госпредприятия "Антонов" назвали точное количество самолетов, которые были построены за четверть века независимости Украины.
В рамках пресс-конференции руководства ГП "Антонов" 7 сентября 2016 г. президент предприятия Александр Коцюба рассказал о ситуации с серийным производством самолетов на Украине.
"Серийного производства самолетов на Украине не было за все годы независимости, за все 25 лет. То, что производилось, серией назвать нельзя. Этому есть ряд причин, прежде всего – экономическая.
Предприятие не получало финансовой поддержки со стороны государства. При этом были определенные управленческие провалы. Это однобокость политики продаж и маркетинга. Все выстраивалось в сторону сотрудничества и кооперации с Российской Федерацией. Строили самолеты по заказу российских компаний, продавали через российскую компанию "Ильюшин финанс". В итоге произвели порядка 10 самолетов".
Таким образом, общее число самолетов, построенных на Украине за последние 25 лет ее существования как независимого государства, оказалось в несколько раз меньше, чем то количество самолетов, которые Россия строит за 1 (один) год (2011 – 19, 2012 – 22, 2013 – 33, 2014 – 37).
При этом, по словам Александра Коцюбы, кооперация с РФ якобы "сыграла злую шутку". Сейчас украинское предприятие вынуждено проводить импортозамещение российских деталей. Так, на новые самолеты ставятся канадские двигатели.
В рамках интервью в "Антонове" фактически признали, что большинство построенных на Украине самолетов было построено в кооперации с Россией. После фактического разрыва кооперационных связей ситуация для украинского авиастроения ухудшилась.
– Почему на Украине до сих пор не налажено серийное производство самолетов?
– "Антонов" постоянно упрекают в том, что производится мало самолетов. Но при этом никто уже не вспоминает, что "Антонов" изначально – конструкторское бюро. За период независимости Украины "Антонов" разработал, построил, испытал и сертифицировал целый ряд новых самолетов. Это военно-транспортный самолет Ан-70, пассажирские Ан-140, Ан-148, Ан-158 и их модификации, многоцелевой Ан-38, различные модификации Ан-74, в том числе грузопассажирский Ан-74ТК-300 и медицинский Ан-74-100С, три новых модификации Ан-124-100 "Руслан", новые варианты Ан-2 (Ан-3Т, Ан-2-100). Возобновлен и сертифицирован для коммерческой эксплуатации транспортный Ан-225, проводятся сертификационные испытания нового транспортного Ан-178. При этом самолеты "АН" выпускались на серийных заводах по лицензии на Украине – в Киеве и в Харькове, в России, а также в Иране.
Непосредственно серийным производством предприятие начало заниматься лишь в конце 2009 г., когда к АНТК им. О.К. Антонова решением правительства был присоединен серийный завод – на момент объединения он был практически остановлен, не выпускалось ни одного самолета. В наследство "Антонов" получил предприятие с миллиардными долгами, в том числе по зарплате.
В значительной степени был растерян кадровый потенциал, а основные фонды (станки, технологическое оборудование, производственные помещения) находились в предельно изношенном состоянии. Более того, часть оборудования было попросту утилизирована! Проще говоря, распилена и сдана на металлолом.
За свой счет "Антонов" практически "покрыл" накопившиеся долги и, наладив кооперационные связи, начал восстанавливать производство. Были выделены значительные средства на закупку нового технологического оборудования, восстановлен кадровый потенциал, в значительной степени проведен ремонт производственных помещений. Это позволило освоить выпуск самолетов семейства Ан-148/Ан-158, а также самолетокомплектов к ним для кооперации с предприятиями-партнерами.
Все это делалось без государственной помощи и финансирования. Только за счет внутренних ресурсов "Антонов", которые приходилось отрывать от фондов развития основных и перспективных программ предприятия.
– Почему за последний год не построено ни одного самолета?
– Сегодня ситуация ухудшилась в связи с фактическим разрывом кооперационных связей с Россией. Мы проводим процесс импортозамещения, который начали только в 2015 г. Он включает в себя поиск новых поставщиков, закупку соответствующих комплектующих, установку их на опытных самолетах.
Доработанный самолет обязан пройти цикл соответствующих испытаний для получения дополнений к сертификату типа. Без таких документов он не может эксплуатироваться, и его невозможно продать. А это дополнительные и весьма существенные расходы. Только на семействе Ан-148/Ан-158 замене подлежат более 5400 наименований изделий. Для этого требуются также и время. Финансирование этих программ снова-таки осуществляется только за счет ресурсов ГП "Антонов". Средств из госбюджета мы не получаем уже многие годы. По логике руководства ГП "Антонов", если бы Украина более активно сотрудничало с Канадой и другими западными странами с самого начала своей независимости вместо кооперации с Россией, украинское авиастроение не оказалось бы в том положении, в котором оно находится сегодня.
Подобный образ мышления можно понять лишь через призму тезиса "Украина не Россия", фактически возведенного на Украине в ранг национальной идеи.
В этом свете разрушение собственного промышленного потенциала и уничтожение кооперационных связей в авиастроении (и других секторах), которые создавались в течение многих десятилетий до появления современной Украины как независимого государства с одновременным обвинением в этом России, стало вполне приемлемым для украинских граждан объяснением деиндустриализации страны, которую проводят ее руководители в течение последних 25 лет. |