Несмотря на все усилия Брюсселя и европейских стран диверсифицировать поставки энергоносителей, Россия продолжает доминировать на этом рынке и особенно на рынке нефти в Восточной и Центральной Европе. Конечно, это не значит, что обширный регион огорожен стеной, за которую не может попасть нефть из других стран. К примеру, в Восточную Европу недавно сумела просочиться нефть из Саудовской Аравии, Ирана и Ирака.
В прошлом году в Польшу впервые прибыла нефть из Саудовской Аравии. В апреле этого года Saudi Aramco подписала долгосрочный контракт с PKN Orlen на поставку нефти в Польшу, Чехию и Литву.
В августе 2016 г. на польский рынок после паузы продолжительностью в 2-3 года вернулась иранская нефть. Венгрия, вторая страна в регионе по объемам закупаемой в России нефти, увеличивает импорт "черного золота" из Иракского Курдистана. Одновременно с этим Украина пытается стать для National Iranian Oil Company воротами в Восточную и Центральную Европу. Очевидно, что восточноевропейские государства не оставляют попыток диверсифицировать поставщиков энергоносителей. Сможет ли нефть с Ближнего Востока стать реальной альтернативой российской нефти марки "Urals", задается вопросом сайт Oil Price?
Ближневосточная нефть в Польшу поступает через балтийский порт Гданьск. В прошлом месяце супертанкер "Атлантас" доставил в Гданьск 2 млн баррелей иранской нефти. Ее встретили в Польше с большим энтузиазмом так же, как открытие в апреле нового нефтяного терминала Naftowy PERN все в том же Гданьске. Нефтеперерабатывающие заводы в Польше и Германии работают на российской нефти, поступающей из России, главным образом, по нефтепроводу. Терминал Naftowy PERN позволяет сейчас Польше получать нефть и из других стран, если с российской нефтью возникнут какие-то перебои. Значит ли это, что ненавистной для поляков зависимости от российских энергоносителей пришел конец? Oil Price отвечает на этот вопрос в целом отрицательно.
Поставки нефти с Ближнего Востока стали возможны благодаря ряду обстоятельств. Во-первых, цена на нефть до сих пор остается низкой, а хранение ее в резервуарах – наоборот, стоит рекордно дорого. Не удивительно, что все производители пытаются сейчас выбросить на рынки как можно больше "черного золота". Иранцы, чтобы пробиться в Польшу, по слухам, продают свою нефть вдвое дешевле конкурентов из Саудовской Аравии и Ирака.
Рекордно низкая сейчас и стоимость транспортировки нефти морем. Все это значит, что если резко повысится стоимость нефти или стоимость доставки, то экспорт иранской нефти и нефти других ближневосточных производителей в район Балтики станет слишком дорогим. Так что ослабление зависимости от российской нефти носит, скорее всего, временный характер.
Но даже сейчас при выгодных обстоятельствах и ценах на рынках достичь реальной диверсификации поставщиков энергоносителей в Центральной и Восточной Европе трудно. National Iranian Oil Company, например, уже отказала венгерскому НПЗ MOL в просьбе поставлять легкую нефть, потому что Иран пока еще не в состоянии ее добывать.
Не стоит забывать и геополитику. Политическая обстановка на Ближнем Востоке настолько нестабильна, что рассчитывать на него как на надежного поставщика энергоносителей не стоит.
Доставка нефти морем всегда опаснее, чем ее транспортировка по нефтепроводу. Но даже если Киеву и Тегерану удастся договориться об использовании нефтяной инфраструктуры Украины, то нефть все равно нужно доставить в Одессу через Босфор и Ормузский пролив.
С одной стороны, 2 млн баррелей иранской нефти Польше хватило лишь на 3-4 дня. С другой, для того, чтобы их доставить, "Атлантасу" пришлось преодолеть 22 тыс. км, т.е. обогнуть по экватору полпланеты. Из-за низкой пропускной способности датских проливов 700 тыс. баррелей пришлось перегружать на второй танкер – "Калиди". Это значит, что о доставке больших объемов нефти в Гданьск морем остается только мечтать.
Тем не менее, считает Oil Price, появление иранской нефти в Гданьске должно стать для России тревожным сигналом для России так же, как это было в прошлом году, когда в Польшу пришла нефть из Саудовской Аравии. Польша является пятым покупателем российской нефти после Китая, ФРГ, Нидерландов и Белоруссии. У "Роснефти" имеются долгосрочные контракты на поставку нефти с польскими НПЗ PKN Orlen и Lotos S.A. Москве следует внимательно следить за всеми попытками конкурентов проникнуть на контролируемые "Роснефтью" и "Газпромом" рынки и предпринимать необходимые меры, чтобы не потерять контроль над Восточной и Центральной Европой.