Мировые нефтяные и фрахтовые биржи нервно отреагировали на решение суда в Гааге, который постановил во вторник, что у Китая нет исторических прав на Южно-Китайское море, место схождения ключевых торговых путей и геополитических интересов. Гаагский арбитраж заключил, что Китай своими действиями нарушил суверенные права Филиппин и не имел законных оснований для претензий на исторические права на ресурсы внутри так называемой девятипунктирной линии, основного торгового пути между Европой, Ближним Востоком и Африкой. Постановление выглядит победой Филиппин и Вьетнама, других претендентов на спорные территории. Но Пекин отказался исполнять вердикт и пригрозил защищать свои интересы военной силой, что делает обстановку очень нервной. Хотя транспортные компании и нефтяные трейдеры сообщили, что не ждут немедленных последствий решения Гааги для судоходства, цены на нефть подскочили. К 17.06 МСК фьючерсы на нефть Brent повысились на 2,96 процента до $47,63 за баррель. "Крайне важно, чтобы торговым судам было дозволено осуществлять законную деятельность в мировых океанах без отклонений от маршрута или задержек. Разумеется, мы будем отслеживать любое вмешательство в ближайшие недели", - сказал генеральный секретарь Международной палаты судоходства в Лондоне Питер Хинчлиф. Воды бассейна Южной-Китайского моря между спорными островами, Спратли и Парасельскими, -- наиболее прямой маршрут торгового судоходства, связывающий промышленные узлы Китая, Японии и Южной Кореи с Европой и Ближним Востоком. География региона оставляет мало экономически обоснованных альтернативных маршрутов для крупных нефтяных танкеров, сухогрузных и контейнерных судов. Президент Ассоциации судоходства Сингапура Эсбен Поулсон сказал, что любые действия, ограничивающие право на мирный проход и свободу безопасности передвижения торговых судов, могут привести к росту расходов на транспортировку и в результате нанести ущерб морской торговле. В то же время некоторые представители отрасли советуют сохранять спокойствие. "Это всего лишь политика", - сказал Ральф Лещински из брокерской компании по фрахтованию судов Banchero Costa. "Китай просто проигнорирует это, и решение никак не изменит реальную картину на месте. Всё, что поставлено на карту, это доступ к месторождениям нефти и газа и, возможно, районам рыбного промысла". Страховые компании назвали маловероятным рост расходов в ближайшей перспективе. "На данный момент мы не прогнозируем повышения стоимости страховых расходов в результате постановления и будем удивлены, если увидим, что операторы получают штрафы от рынков страховых услуг за торговлю в этой местности", - сказал Эндрю Брукер из страховой компании Latitude Brokers. |