В преддверии обсуждения сделки по продаже 19,5% акций "Роснефти" китайской корпорации CNPC Министерство природных ресурсов КНР опубликовало информацию об огромных собственных запасах нефти и газа, разведанных и доступных для добычи в Китае. Тем не менее реальная себестоимость добычи вновь разведанных и известных ранее запасов значительно выше среднемировых цен, в то время как сланцевая нефть и газ Китая в три раза выше себестоимости добычи аналогичных ресурсов в США, что в практическом смысле делает эти запасы неизвлекаемыми в современных экономических условиях или требует колоссальных дотаций государства, на которые Китай не сможет пойти в условиях экономической стагнации.
Минресурсов КНР сообщило, что доступные для добычи запасы нефти и газа в Китае составляют 30,1 млрд тонн и 50,1 трлн кубометров, потенциальные и доступные для добычи запасы газа в Сычуаньской впадине на юго-западе Китая оцениваются в 20,7 трлн и 11,2 трлн кубометров, что в 3,8 и 3,3 раза выше значений, зафиксированных при предыдущей оценке. На шельфе Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей новый объем совокупных разведанных запасов оценивается в 20,8 трлн и 12,2 трлн кубометров.
Отложенная сланцевая революция
3 декабря на Международном саммите нефти и газа в Китае Минресурсов КНР заявило о проведении третьего раунда тендеров на месторождения сланцевого газа, сообщив, что они пройдут в первую половину 2016 года, однако событие бесконечно откладывалось из-за "трудностей в реализации", которыми по сути оказалась недоступность для разработки месторождений в нынешних условиях.
Ранее, 3 ноября 2015 года Минресурсов вынесло штрафы в отношении Sinopec и одной из энергетических компаний Хэнани в размере 8 и 6 млн юаней соответственно за невыполнение обязательств по геологоразведке соответствующих районов добычи, у компаний также были сокращены площади разрабатываемых месторождений. Профессор Юго-Западного университета нефти провинции Сычуань Кан Или отметил, что "отправная точка неплохая, но в реальности компании столкнулись с большим риском вложений при большой себестоимости и низкой отдаче". Все это привело к ситуации, когда месторождение "было окружено", однако компании не стали его разрабатывать (围而不探).
Первый раунд распределения разработки месторождений прошел в Китае в июле 2011 года. В нем приняли участие CNPC, Sinopec, CNOOC, шэньсийская Yanchang, хэнаньская корпорация Meiwuqi, а синьцзянская Guanghui и сычуаньская Honghua не вошли в список участников. Наньчауаньское месторождение досталось Sinopec (渝黔南川, район Наньчуань на территории Чунцина и провинции Гуйчжоу), Сюшаньское месторождение досталось хэнаньской компании (渝黔湘秀山, район Сюшань на территории Чунцина, Гуйчжоу и Хунань), тендер на Гуйчжоуское месторождение не достался ни одной из компаний. Спустя три года, однако, Sinopec вложил в разработку месторождения 590 млн юаней или 73% от необходимого объема вложений, а хэнаньская компания Meiwuqi 250 млн или 51% от требуемого объема инвестиций. Согласно условиям тендера, компании были оштрафованы за недовложения на 5% от стоимости контракта.
Во время второго раунда тендеров в декабре 2012 года было выставлено 19 месторождений. В тендере приняли участие в том числе и предприятия ненефтегазового сектора. К 2013 году Китай добыл 200 млн кубометров сланцевого газа, а к 2014 году поставил смелую цель в 6,5 млрд кубометров, однако данных о добыче к концу 2014 года так и не поступило. Уже в "Стратегии развития энергетики на 2014-2020 годы" Госсовет понизил заявленную цель 12-ой пятилетки (2011-2016) по сланцевому газу с 60 млрд кубометров до 30 млрд в "Стратегии 2014-2020". Реализовали ли предприятия цель увеличить выработку сланцевого газа в 150 раз за 7 лет - широкой публике неизвестно.
Реальная причина проблем со сланцевой революцией в Китае - трудности в разработке месторождений. На днях сотрудник Центра стратегических исследований нефти и газа Юэ Лайцюнь заявил, что бурение скважины в Сычуаньской котловине стоит 100 млн юаней. В корпорации Sinopec также сообщили, что из-за неразвитости технологий бурения и сложной геологической структуры себестоимость бурения в Китае составляет 83 млн юаней за скважину, что на 50 млн юаней дороже, чем затраты на аналогичную скважину в США.
Несмотря на очевидную для всех специалистов отрасли невозможность реализации программы "опоры на собственные силы" в нефтегазовом секторе, Минресурсов продолжает сотрясать воздух заявлениями о рекордных объемах разведанных в Китае "нетрадиционных нефти и газа", на извлечение которых в трудное для Китая время потребуется значительная поддержка государства.
Глава Министерства земельных и природных ресурсов КНР - Чжан Шаонун (张少农), уроженец провинции Шэньси, замглавы обкома Комсомола провинции Шэньси, секретарь парткома района Циньчжоу провинции Шэньси, родины челна ПК Политбюро, бывшего главы Отдела пропаганды ЦК КПК Лю Юньшаня. С 2007 по 2011 годы возглавлял Орготдел обкома провинции Гуйчжоу. С 2011 по 2015 - замглавы Минресурсов, с февраля 2015 года возглавляет ведомство.