Уже 16 лет американские военные подрядчики пользуются "дешевым и эффективным" российскими двигателями для запуска американских военных ракет в космос. Сейчас же американские законодатели схлестнулись друг с другом в споре, нужно ли от них отказываться из-за "противостоящего американским интересам авторитарного режима Владимира Путина". Зерно истины есть в доводах обеих сторон, но спор также проходит на фоне политических кампаний и лоббизма, пишет NBC. Возглавляет движение за отказ от российских двигателей сенатор от штата Аризона Джон Маккейн. Согласно федеральным данным, его избирательная кампания получила пожертвование в 10 тысяч долларов от компании – производителя космической техники SpaceX, основанной миллионером Илоном Маском. Организация также названа как донор "неуточненной суммы менее 24,999 долларов" Институту Маккейна при государственном университете Аризоны. SpaceX сейчас пытается прорваться на рынок военных запусков, отмечает издание: предприятие выиграло в апреле свой первый военный контракт. Фонд SpaceX также пожертвовал 2,500 долларов конгрессмену от штата Калифорния Кевину Маккарти – главному спонсору запрета в нижней палате американского парламента, а также другу и стороннику живущего в Калифорнии Маска. SpaceX выиграет от запрета на российские двигатели, потому что ими пользуется его основной конкурент – United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin. Помощник Маккарти (который отказался называть NBC свое имя) пояснил, что в округе у конгрессмена значительное присутствие коммерческой космической отрасли, а также что депутат считает опору на российские двигатели угрозой национальной безопасности США. Пресс-секретарь Маккейна Рейчел Дин не стала отвечать на вопросы о пожертвованиях, а по поводу ракетных двигателей отметила, что высокопоставленные американские силовики уверены в возможности доступа к космосу без российской техники. В сфере лоббирования у потребителей российского двигателя РД-180 – Boeing и Lockheed Martin – "в Вашингтоне мало равных", комментирует издание. Маккейн добился временного запрета на двигатели в 2014 году, но в появившемся в нынешнем году законопроекте о расходах Конгресс от этой меры отказался. Борьбу за отказ от запрета и против Маккейна ведут сенатор от штата Алабама Ричард Шелби и сенатор от штата Иллинойс Ричард (Дик) Дурбин. NBC напоминает, что штаб-квартира Boeing находится в Чикаго (штат Иллинойс), а завод ULA по сбору ракет находится в городе Декейтер штата Алабама. Boeing был крупнейшей компанией-донором для Шелби: сенатор получил от нее 136,400 долларов в период с 2011 по 2016 годы через различные фонды. Руководители Boeing также дали с 2011 по 2016 годы 58,500 долларов на кампанию Дурбина, став его крупнейшими корпоративными донорами. Во время перевыборов Дурбина в 2014 году руководители Lockheed вложили в это дело 29,600 долларов, в результате чего сенатор стал главным получателем их денег. Впрочем, Маккейн, занимающий пост председателя Комитета Сената США по вооруженным силам, получил 10 тысяч долларов от Boeing и столько же от Lockheed. И во все эти расчеты не включены усилия "легионов контрактных лоббистов, которых нанимают компании", а также деньги, которые они тратят на "уговоры", оговаривает издание. На лоббирование своих интересов в Конгрессе Lockheed в прошлом году потратил 13,8 миллионов долларов, Boeing – 21,9 миллионов, ULA – 1,4 миллионов, а SpaceX – 1,8 миллионов. Пресс-секретарь Шелби – Тори Матус утверждает, что подход сенатора к теме двигателей "целиком основан на его интересе в защите национальной безопасности" и что все высокопоставленные чиновники в ВВС, Пентагоне и спецслужбах считают запрет РД-180 прежде появления отечественной альтернативы риском для доступа страны к космосу, а также что налогоплательщики из-за этого будут вынуждены потратить дополнительные миллиарды долларов. Пресс-секретарь Дурбина Бен Мартер заверяет, что сенатор не проявляет благосклонность к Boeing и ULA. По словам Мартера, Дурбин в 2014 году провел слушание по космической программе, которое посчитали вредоносным для ULA. Предложение же Маккейна об отказе от двигателей "скует возможности Америки по запуску спутников по национальной безопасности, которые напрямую поддерживают наши войска, служащие в опасных условиях". Представители Lockheed и ULA от комментариев отказались, а представитель Boeing напомнил, что в Министерстве обороны считают отказ от РД-180 дорогостоящим и помехой для графика запусков. Представитель SpaceX не ответил на запрос о комментарии. Если оценивать вопрос беспристрастно, то ответ будет нелегким, рассуждает NBC. Глава Космического командования ВВС США Уильям Шелтон заявил Конгрессу, что без закупок российских двигателей запуски спутников замедлятся, траты возрастут, а безопасность США окажется под угрозой. Он сослался на оценку Пентагона, согласно которой на отказ от российской техники нужно 5-8 лет. Одновременно множество экспертов по безопасности, например бывший министр обороны США Леон Панетта и бывший директор ЦРУ Майкл Хайден считают ошибочным доверяться России и утверждают, что в США есть промышленная база для создания ракетных двигателей. Эксперт по ракетам Джерри Грей, который в свое время и предлагал пользоваться российскими двигателями, написал зимой статью, в которой отмечал, что тревоги США из-за российских действий обоснованы, но разработка и введение в строй американского жидкостного ракетного двигателя в ближайшие годы невозможна, подводит итог NBC.
|