Премьер-министры Грузии и Азербайджана Георгий Квирикашвили и Артур Расизаде в понедельник в Тбилиси торжественно отмечают 20-летие нефтепровода Баку-Супса, который стал первым транзитным маршрутом в обход России по доставке на западные рынки энергоносителей Каспия, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Грузии. "Этот нефтепровод стал платформой развития стратегических отношений двух стран", - заявил глава правительства Грузии, принимая коллегу. Как заявил вице-премьер, министр энергетики Грузии Каха Каладзе, осуществление этого проекта "было не только инвестицией объемом в 550 миллионов долларов в экономику нашей страны, не только первым нефтепроводом независимого государства, но и началом стратегического сотрудничества Грузии и Азербайджана". По его словам, это сотрудничество "успешно развивается, подтверждая исторические связи и добрососедские отношения". В 1996-м тогдашние лидеры Грузии и Азербайджана Эдуард Шеварднадзе и Гейдар Алиев договорились о строительстве данного нефтепровода, который заработал в 1999-м. "Тогдашние президенты Гейдар Алиев и Эдуард Шеварднадзе приняли стратегическое решение. С участием международных партнеров и компании "BP" состоялся проект, который заложил основы энергокоридора Южного Кавказа, - заявил Георгий Квирикашвили. - Это решение было важнейшим с точки зрения безопасного экономического развития". В Грузии говорят о нем как о "проекте века", который позволил привлечь к стране внимание ведущих западных стран и значительные инвестиции. В эксплуатацию данный нефтепровод вела компания "British Petroleum". По нему ежедневно можно прокачивать 140 тыс. баррелей. Его длина – 830 километров. В этом году также отмечается десятилетие запуска нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Председатель комитета по внешним связям парламента Грузии, бывший министр иностранных дел Грузии и секретарь Совета национальной безопасности Тедо Джапаридзе в связи с памятными датами, напомнил, что необходимо учитывать региональный контекст времени, когда принимались решения по Баку-Супса. "Это были грозовые девяностые годы. Россия под предлогом войны в Чечне фактически прекратила железнодорожное сообщение Азербайджана с остальным миром. И тогда Грузия, невзирая на недовольство Кремля, помогла Азербайджану своими портами. Можно сказать, что тогда начался путь, в результате которого была ослаблена политическая зависимость Грузии и Азербайджана от России, предопределен независимый вектор внешней политики. С другой стороны, обе страны получили от этого реальные экономические выгоды – прямые доходы, новые рабочие места, инфраструктуру и так далее. Какой же это был вызов для России, которая фактически впервые была поставлена перед фактом - и без нее соседние страны могут реализовывать свои национальные интересы, если крепки отношения между ними и их лидерами. Москва оказывала огромное давление на Алиева и Шеварднадзе, чтобы нефть Каспия транспортировалась только по территории России. Но Алиев тогда принял решение, выбрал грузинский маршрут и не отказался от него", - отмечает Тедо Джапаридзе. Он также напомнил, что проект Баку-Супса пользовался безусловной поддержкой властей США. По его словам, сегодня на трубопроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан "нанизываются следующие важнейшие звенья - транзит каспийского газа в Турцию, развитие "Великого Шелкового пути" по инициативе Китая, пуск новых поездов и строительство железной дороги Баку-Ахалкалаки-Карс, активизация Черноморского сотрудничества, связанные с Ираном проекты, строительство нового порта в Анаклиа и другие". |