Россия и Саудовская Аравии относительно спокойно боролись за доли рынка в Китае, до того момента как цены на нефть начали падать с середины 2014 года. Сейчас ситуация обострилась, и склонить чашу весов в ту или иную сторону могут небольшие частные нефтеперерабатывающие заводы, пишет портал "Вести Экономика" (ВЭ).
Саудовцы традиционно были крупнейшим поставщиком нефти в Китай, но Россия смогла обогнать королевство благодаря небольшим НПЗ, которые обладают большей гибкостью по сравнению с государственными китайскими нефтяными гигантами.
В результате Саудовская Аравия теперь начала атаковать на спот-рынке (рынок, на котором торгуются активы с немедленной поставкой — EADaily), предлагая НПЗ выгодные цены, чтобы вернуть себе утраченную долю.
В прошлом году небольшие частные НПЗ в Китае наконец получили право участвовать в квотировании на импорт нефти. Это топливо они перерабатывали, а уже затем экспортировали в виде нефтепродуктов.
Москва быстро сориентировалась и до недавнего времени была ведущим поставщиком нефти для таких НПЗ. Однако Эр-Рияд начал свою игру, предложив покупателям в Китае выгодные спотовые контракты.
Это необычно для саудовцев, так как они предпочитают торговать своей нефтью на фьючерсных рынках, но ставки кажутся достаточно высокими, чтобы оправдать этот шаг.
В прошлом году банки КНР резко ужесточили требования по кредитам, ибо забеспокоились по поводу падения прибыли. Независимые переработчики нашли решение этой проблемы, когда 16 из них согласились объединиться с целью повышения их покупательной способности. Федерация независимых нефтеперерабатывающих заводов Китая была сформирована в начале марта 2016-го. При этом целью объединения является контроль за всей цепочкой импорта, переработки и экспорта.
Согласно предварительным исследованиям, в 2016 году на небольшие НПЗ может приходиться 20% всего импорта нефти в Китае.
В марте вторая экономика мира импортировала в общей сложности 32,61 млн тонн нефти, что примерно на 20% больше прошлогоднего показателя. За первый квартал импорт вырос на 13,4%, до 91,1 млн тонн.
Частные НПЗ были движущей силой этого роста, так что понятно, почему они привлекают так много внимания со стороны двух ведущих мировых экспортёров. Тем не менее, продолжают аналитики ВЭ, именно малые китайские НПЗ могут оказаться в числе проигравших. Несмотря на новый альянс, они всё ещё в худшем положении по сравнению с госкомпаниями, когда дело доходит до доступа к кредитам.
Цены на нефть растут, и это дополнительно усиливает проблемы НПЗ в КНР. Конечно, Россия и Саудовская Аравия могут принять решение о продаже нефти со скидкой. Но насколько большие скидки они могут себе позволить?
В конечном итоге это противостояние может оказаться войной терпения и финансовой устойчивости. Саудовская Аравия сейчас обладает большими финансовыми ресурсами, но у России есть опыт затягивания поясов, в отличие от саудовцев, и этим опытом она пользуется. Возможно, лучшей идеей было бы найти новые рынки для продажи нефти, такие как Индия. И сделать это желательно до того момента, как Иран займёт свою нишу в этом регионе.